Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
1.
Официальный сайт
образовательной организации адаптирован с учетом особых потребностей инвалидов
по зрению и приведен в соответствие с международным стандартом доступности
веб-контента и веб-сервисов.
2.
Доступ
на 1 этаж здания обеспечен посредством постройки пандуса с поручнями у
центрального входа в образовательную организацию и звонком вызова. При
необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
3.
Здание школы
оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации и оповещения с
дублирующими световыми устройствами, информационными табло.
4.
В школе
функционирует ППк, проводятся индивидуальные и групповые занятия с
педагогом-психологом.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В образовательной организации нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для проведения
практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека существует с 1984 г., с
момента открытия школы. Услугами библиотекимогут пользоватьсяучащиеся
и их родители (иные законные представители), инвалиды и лица с ОВЗ, учителя и
другие работники школы.
Книжный фонд составляет 2592экземпляров,
из них:
- художественная, справочная и
методическая литература - 1294 экз.;
- учебники – 1298 экз. (100%
обеспеченность обучающихся учебниками).
Повседневно взаимодействуя с учащимися,
административно-педагогическим коллективом, родителями, библиотека выполняет
следующие основные функции:
информационную - предоставляет
возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата, носителя;
образовательную -поддерживает и
обеспечивает образовательные цели, сформулированные в концепции школы,
осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями
развития образования в школе;
культурную - организовывает
мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействующие
эмоциональному развитию учащихся.
Основные задачи
библиотеки
-Организация доступа к информации
для всех участников образовательного процесса, в том числедля обучения инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
-Обеспечение учебно-воспитательного
процесса учебными и вспомогательными документами и информационной продукцией.
- Создание в МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШинформационно-библиотечной
среды как сферы воспитания и образования со специальными библиотечными и
информационными средствами.
- Формирование информационного
мировоззрения обучающихся, знаний и умений по информационному самообеспечению
учебной, профессиональной и иной познавательной деятельности.
Основные направления
работы
- Работа с пользователями (массовая работа,
индивидуальная работа)
- Информационно-библиографическая
работа.
- Работа
с фондом.
- Внедрение
новых информационных технологий.
- Повышение
квалификации.
Организация работы с
читателями
Все библиотечные
мероприятия – это диалог читателя и библиотекаря. Все формы массовой работы
нацелены на пропаганду книги, на формирование художественного вкуса, на
воспитание интереса к чтению.
Сегодня на первый план
выходят активные формы и методы работы, которые заставляют читателя мыслить,
рассуждать, отстаивать свою точку зрения.
Информационная
поддержка образовательного процесса
В течение
учебного года регулярно проводится информирование пользователей
библиотеки(обучающихся и педагогических работников) о новых поступлениях
художественной, учебной, методической литературы, литературы по различным
отраслям знаний.
Оказывается помощь при подготовке
и проведении предметных недель. Проводятся библиотечные уроки,во время
которых дети и подростки обучаются правилам обращения с книгой, выбору книг в библиотеке,
методам самостоятельной работы с литературой, знакомятся с различными
энциклопедиями, словарями, с их справочным вспомогательным аппаратом, учатся
пользоваться им.
Организация работы с
книжным фондом
Основу работы любой
библиотеки составляют фонды документов, изготовленных самыми разнообразными
способами записи информации. В фонде школьной библиотеки издания должны быть
отобраны и организованы по определенной системе, способствующей решению воспитательных,
образовательных, культурологических и информационных задач. Поэтому работа с
книжным фондом особенно важна и требует много времени и усилий.
В библиотеке
систематически проводится работа по организации и сохранности книжного фонда:
- изучается составфонда и
проводится анализ его использования;
- ведется учет библиотечного фонда;
- составляются заказы на учебную
литературу в соответствии
собразовательнымипрограммамишколы;
- производится:
- прием, систематизация, техническая обработка и
регистрация новых поступлений;
- выдача документов пользователям
библиотечно-информационного центра;
- расстановка документов в фонде в соответствии с
библиотечно-библиографической классификацией;
- оформление фонда с помощью полочных, буквенных
разделителей, индексов т.п.;
- систематический контроль за своевременным
возвратом выданных изданий;
- обмен (сбор и выдача) учебников в конце учебного
года;
- своевременное информирование педагогических
работников, обучающихся школы и их родителей об имеющихся учебниках;
- работа по мелкому ремонту и переплету изданий с
привлечением библиотечного актива;
- создаются комфортные условия для работы
пользователей библиотеки, организован свободный доступ к информации;
- проводятсярейды проверки состояния школьных
учебников.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Оборудование в спортивном зале и на спортивной площадке не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и для детей-инвалидов по зрению ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
·Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
·Электронные образовательные ресурсы;
·Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски) ;
·Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
·Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
· Тренажеры и спортивное оборудование.
Школа располагается в типовом 2-х этажном здании, рассчитанном на 140 мест. Работают столовая, в которой организовано горячее питание учащихся 1-9 классов, а также:
·спортивный зал, оснащенный спортивным оборудованием;
· приспособленная столовая на 48 мест;
·компьютерный класс;
·школьная библиотека.
На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:
·словесные (учебники, и учебные пособия, раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем);
·визуальные средства (микроскоп, диаскоп, модели, макеты, карты, рисунки и т.п.);
·средства автоматизации процесса обучения (компьютеры, локальные телекоммуникационные сети);
·учебно-методические материалы, помещенные на сайте школы в сети Интернет;
·технические средства обучения
В образовательной организации обеспечены условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, доступ к нимвозможен на первом этаже здания школы т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и т.п. средства.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МБОУ
Мокро-Ельмутянская ООШ функционирует с 1984 года. Разработан паспорт
доступности образовательной организации с учётом категорий лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
Территория МБОУ Мокро-Ельмутянской
ООШ имеет асфальтированное покрытие.
Доступ на 1 этаж
здания обеспечен посредством постройки пандуса с поручнями у центрального входа
в образовательную организацию и звонком вызова. При необходимости инвалиду или
лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
В настоящее время в школе
не обучаются инвалиды и лица с ОВЗ: с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, слепые и слабовидящие, с нарушением органов речи и слуха,
дети-аутисты.
Специальные условия питания
В МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ строго
соблюдаются все нормы питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья, предусмотренные санитарными
нормами и правилами, созданы следующие условия для организации питания
учащихся:
· предусмотрены
производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью
оснащённые необходимым оборудованием (холодильным, весоизмерительным),
инвентарём;
· предусмотрены помещения
для приёма пищи (48 посадочных мест);
· разработан и утверждён
порядок питания учащихся (режим работы столовой, время перемен для принятия
пищи).
Питание организовано в
приспособленной столовой. Весь цикл приготовления блюд происходит на
пищеблоке.
В МБОУ
Мокро-Ельмутянской ООШспециализированное питание дляинвалидов и
лиц, с ОВЗне предусмотрено. Организовано 2-х разовое питание:
завтрак, обед, утвержденных в установленном порядке в соответствии с примерным 10
дневным меню. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. С
меню можно познакомиться в разделе «Питание».
Специальные условия охраны здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4
Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» МБОУ Мокро-Ельмутянская ООШ создаёт условия, гарантирующие охрану и
укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в
порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организация питания учащихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной
нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа
жизни, требованиям охраны труда;
- организация и создание условий для профилактики
заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой
и спортом;
- прохождение учащимися в соответствии с
законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров
и диспансеризации;
- профилактика и запрещение курения, употребления
алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и
психотропных веществ;
- обеспечение безопасности учащихся во время
пребывания в школе;
- профилактика несчастных случаев с учащимися во
время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и
профилактических мероприятий.
Оказание первичной медико-санитарной помощи.
В МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ созданы все
необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья. Школой заключен договор №3 от
10.01.2022 г «О совместной деятельности по медицинскому обслуживанию детей с
МБУЗ «ЦРБ» г. Пролетарска на медецинское обслуживание учащихся.Первичная
медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со статьёй 54
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения
Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об
утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Организация
охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за
исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения
медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой. Оказание
первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских
осмотров и диспансеризации осуществляется в МБУЗ Пролетарская ЦРБ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе создано единое
информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников
в условиях информационного общества.
Информационная база школы
оснащена:
·электронной почтой;
·электронным журналом/дневником;
·выходом в Интернет;
·разработан и действует школьный сайт.
Услуги сети Интернет. Доступ к сети
Интернет обеспечивается в соответствиис договором оказание телематических
услуг об оказании услуг связипо передаче данных с юридическим
лицом.
Оператор связи: ПАО "Ростелеком".
20 компьютеров школы соединены в локальную
сеть (кабель). Тип подключения к сети Интернет - по технологии ADSL,
скорость подключенияболее 50 Мбит/с. Доступ к
информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ
к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям инвалидов по
зрению и слуху, а также других категорий граждан с особенными возможностями
здоровья, не ограниченных в передвижении, осуществляется в соответствии с
"Правилами использования сети Интернет в МБОУ Мокро-Ельмутянской
ООШ.
Для обеспечения безопасных условий
доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации.
Интернет безопасность организуется в школе через систему «белых
списков».Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети
для учащихся и преподавателей школы закрыт. В школе функционирует 1учебный
кабинет информатики, компьютеры находящиеся в кабинете имеют доступв сеть
Internet.
В образовательном учреждении
внедренаи функционирует автоматизированная информационная система Барс.Web –
Электронная школа. Любой педагог может вести работу в информационной системе из
автоматизированных рабочих мест учителя в классах, учительской,кабинета
информатики.
На сайте школы функционирует кнопка
"для слабовидящих".
Доступ в кабинеты, оборудованные
компьютерами и сетью интернет, возможен на первом этаже здания школы, для лиц с
ограниченными возможностями передвижения, т.к. по типовому проекту здания не
предусмотрены пандусы, лифты и т.п. средства.
На основании федерального закона РФ "Об
образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным
образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что
предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время
становится возможным получение знаний детьмис ОВЗ с
помощьюиспользования современных информационных технологий, в связи с
появлениемспециальных технических устройств. Одной из главных задач
обучения детей с ОВЗ являетсяразвитие познавательного интереса,
расширение кругозора, круга общения, воспитаниедетей. Использование ЭОР
позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности,вызывает
интерес у ребят, уроки становятся более зрелищными и эффективными.Электронные
образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения
мобильным,дифференцированным и индивидуальным.
В рамках образовательного процесса
осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет
под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.
Исключён доступ учащихся к сети Интернет
без присутствия преподавателя.
На всех компьютерах, подключенных к сети
Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации,
обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к
образовательному процессу.
Наибольшую образовательную ценность
представляют бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ.
1.https://education.yandex.ru/main/Яндекс
учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и
их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать
задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что
ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета:
русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня
заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов,
что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний.
2.
https://uchi.ru/teachers/stats/main-
Отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит большее
количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики собрали
материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной
платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет сократить учителю
анализ деятельности, все результаты фиксируются на диаграмме. Для каждого
предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей
программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей.
3.
https://uchi.ru/ - Онлайн платформа
интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам:
русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что
ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно.
Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что
положительно скажется на его учебной мотивации.
4.
https://chudo-udo.info/ - Детский
развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая
сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные
рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения
по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества.
Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно.
Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
5.
http://www.ocpprik.ru/ -Государственное
бюджетное учреждение Ростовской области центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощисуществует с 1998 года, и за это время мы
накопили богатый опыт в решении многих сложных вопросов.
6.
https://www.yaklass.ru/-
образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем
школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с
теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены
на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что
материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка
саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на
электронную придет отчет о ошибках и успехах.
Кроме того имеется доступ
инвалидам и лицам с ОВЗ к электронным ресурсам:
Федеральный
портал "Российское образование"
Единое окно доступа к информационным
ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральныйцентр информационно-образовательных ресурсов
Каталог
образовательных ресурсов сети интернет для основного общего и среднего общего
образования
Официальный сайт Рособрнадзора(ГИА
9 класс)
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В 2022—2023 учебном году в образовательной организации отсутствуют обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, которым требуются специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование предоставляются.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ отсутствуют общежитие, интернат. Проживание не предоставляется.