Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 5-9 класс 2022-2023 учебный год

1

х. Мокрая Ельмута
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мокро-Ельмутянская основная общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Секреты русского языка»
Уровень общего образования 5 -6, 7 - 9 классы
Количество часов 33, 34
Учитель Медведева Светлана Ивановна
Программа разработана на основе методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом
Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672

2022-2023 учебный год

1

2

Раздел I. «Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Секреты русского языка» составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
1. Федеральный закон об образовании РФ № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.
2. приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
3. Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных
символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
4. Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017
№ 09-1672;
5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от
29.05.2015 № 996-р;
6. СП 2.4.3648-20;
7. СанПиН 1.2.3685-21;
8. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, рабочей программе курсов внеурочной деятельности МБОУ МокроЕльмутянской ООШ.
9. ООП ООО МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ, утвержденной приказом от 26.08.2022 №84.

В учебном плане на изучение данного курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» в 5- 6 классах отводится 1 час
в неделю, всего 34 часа в год.
В учебном плане на изучение данного курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» в 7- 9 классах отводится 1 час
в неделю, всего 34 часа в год.
В условиях режима повышенной готовности для организации образовательной деятельности, используется электронное обучение с
применением дистанционных образовательных технологий.

2

3

Раздел II. «Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности»
В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на
межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции
школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности
формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным
требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой
деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего
школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение
речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты русского языка» для учащихся начальных
классов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить
память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности,
разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в
школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и
письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью
обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников проводится курс занятий по программе «Секреты русского языка».
Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа « Секреты русского
языка» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших
школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и
литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот
главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме
наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие
возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие
сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса
предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Специфика изучения курса «Секреты русского языка» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в
связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени
помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.
3

4

В программе живут «секреты». Они только и мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать
«секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении
базового образования.
Цель: воспитание
чувства уважения к русскому языку через развитие кругозора и мышления
учащихся, повышение их интеллектуального уровня при изучении лингвистики и
культурологисоздание условий для формирования языковой компетенции школьников; совершенствования у детей основных видов
речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно
высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание речевых ситуаций для развития и реализации творческих способностей.
Задачи:
- вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме
свои и чужие мысли;
- развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к
ней;
- активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
- обогащать словарный запас учащихся;
- постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы
работы.
1) формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и
культуроведческой компетенций;
2) приобщение школьников к самостоятельной исследовательской деятельности;
3) развитие творческих способностей обучающихся;
4) совершенствование общего языкового развития, интеллектуального уровня при
изучении лингвистики и культурологи
5) пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного
языка;
6) воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
7) углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. 8)
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
9) развитие интереса к русскому языку как к учебному предмет у;
10) формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления
4

5

исследовательских работ.
Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся.
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и
деятельностный подходы.
Форма учебной работы: индивидуально-групповая.
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи.
Программа «Секреты русского языка» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и
литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Срок реализации – 1 год (34 часа)
Содержание:
Фонетика: ударение, произношение слов в соответствии с нормами современного русского языка.
Лексика: представление о многозначности слова, о прямом и переносном значении слова, использование в речи синонимов и антонимов,
крылатых выражений.
Словари и их роль в жизни человека.
Синтаксис: словосочетание и предложение
Развитие речи: жанры устного народного творчества (поговорки, пословицы, сказки, загадки, считалки), типы текстов (повествование,
описание, рассуждение), создание собственных текстов с учётом точности, правильности, богатства русской речи.
Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная.
I. Личностные:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
5

6

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской
и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его
прошлому и настоящему;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

уважение ценностей семьи, общества;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

II. Метапредметные.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
2. овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск
информации, её анализ и отбор;
1.

6

7

способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий;
4. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
5. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
3.

Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
1.
2.
3.
4.
5.

умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
умение пользоваться словарями, справочниками;
умение осуществлять анализ и синтез;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
1.
2.
3.

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;
способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
7

8
4.
5.

способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

III. Предметные (на конец освоения курса):
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, своей местности, о языке как основе
национального самосознания;
- представление о языке как о явлении национальной культуры и средства
человеческого общения;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего
изучения языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения
более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей
его уровней и единиц;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова
- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как
общечеловеческую ценность.
IV. Воспитательные результаты.
Первый уровень результатов:
Усвоение социально значимых знаний
Второй уровень результатов:
Развитие социально значимых отношений
Третий уровень результатов
Приобретение социально значимого опыта.
Формы проведения занятий


лекции;
8

9

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок,
считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
 анализ и просмотр текстов;
 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад,
ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
 игровая;
 теоретическая;
 практическая.


Раздел III. «Содержание курса внеурочной деятельности»
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах обучающихся, но и
на их обязанностях, неразрывности прав и обязанностей, необходимости уважения прав других.
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие в социально – значимых акциях,
разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как
личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и
соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического и духовно-нравственного воспитания
учащихся
Формы организации занятия:
 ролевая игра;
 этическая (познавательная) беседа, дискуссия;
 викторина;
 художественная выставка;
 социальные практики (проектная деятельность);
 работа с интерактивной картой;
 музыкальная, литературная, художественная гостиная.
9

10

Виды деятельности: игровая, проблемно – ценностное общение, познавательная, художественная.
Содержание программы
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Для чего используют звуковые повторы в речи.
Какова роль интонации в устной речи
Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия
проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология)
О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Этимология слов. Работа со словарями
Сказочные превращения.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие
работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)
Зачем нужно знать алфавит
В чём секрет правописания морфем
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы,
делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
На какие группы делится словарный состав русского языка
В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
10

11

О чём рассказывают фразеологизмы
Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности,
исследуют художественные произведения.
Раздел5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
В чём секрет глагола и его форм.
Как отличать грамматические омонимы.
Какими бывают предложения.
Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для
любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на
занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет.
Правила речевого этикета.
Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающее занятие
Промежуточная аттестация..
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный
школьник
7 -9 класс, 34 часа
ТЕМА 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности»)
- 6 часов
Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись.
Буквы. Новгородские берестяные грамоты.
Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита.
Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Кирилица и глаголица.
Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года.
Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др. Понятие скорописи.
Причина появления стенографии Элементы стенографии. Практическое значение
алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)
11

12

ТЕМА 2. Фонетика. («Секреты устной речи») – 5 часов
Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики.
Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме.
Самарская область. Языки, говоры, ономастика. Русские говоры. Московские и
петербургские говоры. Особенности говоров разных областей.
ТЕМА 3. Лексика («Тайны русского слова») - 15 часов
Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари
иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари
синонимов и омонимов. Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и
отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в
художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии
односельчан. Причины появления этих фамилий. Топонимы. Гидронимы.
Топонимика Самарской области области. Топонимы наших сел. Из истории
названий наших сел.
Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных
областей России. Особенности говоров нашей местности.
Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические
единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты
греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов. Заимствования в
русском языке. История возникновения заимствований. Устаревшие слова
(историзмы и архаизм ы). Неологизмы. Использование их в художественной
литературе
Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с
природой. Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия.
Переносное значение слова. Слово-метафора.
ТЕМА 4. Словообразование («Строим слова») – 7 часов
Состав слова. Морфема. Грамматическое значение слова. Морфемы иноязычного
происхождения. Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое
значение слова. Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью
приставок и суффиксов. Словообразование. Способы словообразования.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели
Итоговые занятия - 2 часа
ТЕМА 5 Олимпиада по русскому языку. Самостоятельное решение олимпиадных заданий
по всем разделам языкознания.
Обобщающее занятие. Решение тестовых заданий. Подведение итогов курса.
Формы проведения занятий
• лекции;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с разными видами
словарей;
12

13

Виды деятельности: познавательная.
Раздел IV. «Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы»
Темы курса по внеурочной деятельности «Разговор о важном» изучаются в следующей последовательности:
5 – 6 классы
№
1
2
3
4
5
6
7

Содержание

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)
Загадки русского словообразования.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)
Речевой этикет.
Обобщающее занятие
Итого

Количество часов
по плану
фактически
4
4
15
15
6
6
6
6
2
2

33

33

7 – 9 классы
№
1
2
3
4
5

Количество часов
по плану
фактически
6
4
5
15
15
6
8
6
2
2
33
33

Содержание

Дорога к письменности 6 часо
Секреты устной речи 5 часов
Тайны русского языка 15 часов
Строим слова 8 часов
Олимпиадные задания по русскому языку
Итого

13

14

Раздел

Раздел V. «Календарно-тематическое планирование» внеурочной деятельности «Секреты русского языка»
5 - 6 классы.
№
Тема
Колво
часов
1
Чистоговорки и скороговорки. Кто быстрее?
1
2
Ударение и его фокусы.
1
3
Многозначные слова.
1
4
Словари и их роль в жизни человека.
1
5
Как работать со словарем.
1
6
Переносное значение слов.
1
7
Крылатые выражения.
1
8
Синонимы и антонимы.
1
9
Загадки и отгадки. Сочини свою.
1
10 Что такое рифма. Игра «Доскажи словечко»
1
11 Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять.
1
12 Эпитеты и сравнения.
1
13 Допиши стихотворение.
1
14 Чудесные превращения слов.
1
15 Тематические группы слов.
1
16 Словосочетание и предложение.
1
17 Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, темп, громкость в
1
устной речи
18 Народные приметы в пословицах и поговорках.
1
19 Пословицы и поговорки.
1
20
Игра «Да-нетка».
1
21 Салат из сказок.
1
22 Сказки наоборот.
1
23 Собери пословицу (о дружбе и труде).
1
24 Шарады по русскому языку.
1
25 Об одном и том же по-разному. Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная,
1
официально – деловая, художественная.
26 Об одном и том же по-разному. Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная,
14

Дата

7.09
14.09
21.09
28.09
5.10
12.10
19.10
2.11
9.11
16.11
23.11
30.11
14.12
21.12
28.11
12.01
19.11
26.11

15

официально – деловая, художественная.
Текст – описание. Знакомство с текстом – описанием на примере из произведений русских писателей.
Устное сочинение – описание «Домашний любимец»
Сочинение загадок.
Текст – повествование. Знакомство с текстом – повествованием на примере из произведений русских
писателей.
Устное сочинение – повествование «Случай на каникулах»
Текст – рассуждение.
Знакомство с текстом – рассуждением на примере из произведений русских писателей.
Устное сочинение – рассуждение «Зачем я учусь в школе »
Практикум «Говори правильно»

31
32
33
34
№

12

Учимся слушать. «Окаем или
акаем»?
Где живут слова?

1
1
1
1
1
1
1
1
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
2

2
1
1

1
5

9
10
11

я
з
ы
к
а

8

Т
а
й
н
ы

Секреты устной
речи 5 часов

6
7

Из истории письменности
Особенности славянского алфавита
Реформа русской азбуки
Из истории буквы…
Зачем нам столько букв?
(стенография
Обойдемся ли мы без алфавита?
Слышу и пишу. Почему не всегда
одинаково
Ты знаешь…
Ты знаешь?
Ты знаешь!

р
у
с
с
к
о
г
о

1
2
3
4
5

Дорога к
письменности
6 часо

Раздел

7-9 класс
Тема

ч
а
с
о
в

27
28
29
30

15

1

Дата

16

13
14
15
16
17

18
19

Строим слова 8 часов

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

33

34

Что в имени тебе моем?
О чем рассказали названия…
Путешествие по России.
Диалектные слова
Путешествие по России.
Диалектные слова
Учимся слушать. Диалектные слова
Ростовской области. Диалектные
слова наших сел
Удивительный мир русской
фразеологии
Сколько в русском языке русских
слов? Как «поймать» чужака?
Поезд истории
В гостях у братьев-месяцев.
Жизнь слова в художественном
тексте

1
1
1
1
2

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Из чего состоит слово. Морфемы-кирпичики.
История о «глокой куздре»
Морфемы-иностранки
Смотри в корень
Морфемы-труженики
Как образуются слова?
Конкурс знатоков
Итоговое занятие Обобщающие занятия
Решение тестовых заданий.
Подведение итогов курса.
Обобщающее занятие. Подведение
итогов знаний и навыков,
полученных за год.
Самостоятельное решение

1

1
16

17

олимпиадных заданий по всем
разделам языкознания.

Список литературы:
1.Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - Москва, Просвещение, 1998г.
2.Ладыженская Т.А. Программа курса «Детская риторика» Москва, Ювента, 2008г.
3.М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - Москва, Просвещение, 1985г.
4.Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - Москва, Просвещение, 1980г.
5.А.А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной» Москва, Детгиз, 2008.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».