Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность учимся для жизни" 5-9 класс 2023-2024 учебный год

MTTHIICTEPCTBO IIPOCBEIIIEHIIfl POCCUtrICKOfr OEAEPAIII',ilI
Mnnncrepcrso ooqero n npoi[eccrroHaJrbnoro o6pa3oBaHrrfl Pocroscrofi o6.nactn
Pafi

onnrrfi

oTAeJI o6paronanruI AAilrrHIrcTpaIIIIH

Ilpo.rrerapcKoro paftoua

MBOY Morcpo-ElbMyrnucnas OOIU

YTB

tor

\

PAEOTIA.fl TIPOTPAMMA

Kypca Bneypo.IHofi AenreJrbuocr;
<
(ouronHoe o6uee o6pasoBaHl'Ie)
AJrfl o6yrarolquxc

fl

5-9 xraccoB

x. MoKpafl B.rrrnryrus 2023 roA

f

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
. . . . . . . . .
Актуальность и назначение программы . . . . . . . . . . —
. .
Варианты реализации программы
и формы проведения занятий . . . . . . . . . . . . .
4
.. . . . . .
Взаимосвязь с программой воспитания . . . . . . . . . .
5
.
Особенности работы педагогов по программе . . . .. . —
.
Содержание курса внеурочной деятельности . . . . . . . . .
6
. .
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
.. . . . . . . . . . . . .
Содержание курса по шести направлениям
функциональной грамотности по годам
11
обучения (для 5—9 классов) . . . . . . . . . . . . . .
.. . . . . . .
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . 19
.. . . . . . . .
Личностные результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
.. . . . . . .
Метапредметные результаты . . . . . . . . . . . . . . . 21
.. . . . .
Предметные результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
.. . . . . . .
Тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . 32
. . . . . . . .
5 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
6 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
7 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
8 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
9 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
.. . . . . . . . . . . . .
Краткие рекомендации по оценке результатов
внеурочной деятельности по формированию
функциональной грамотности . . . . . . . . . . . . . —

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме . Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее
включенности в различные социальные сферы и социальные
отношения . Для успешного функционирования в обществе
нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях,
а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных
сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный
выбор, принимать конструктивные решения . Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности .
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО)
актуализировало значимость формирования функциональной
грамотности с учетом новых приоритетных целей образования,
заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов .
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции .
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное
предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности .
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности
«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений»1 .
1

Образовательная система «Школа 2100» . Педагогика здравого
смысла / под ред . А . А . Леонтьева . М .: Баласс, 2003 . С .35 .

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

3

Курс создает условия для формирования функциональной
грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в
формах, отличных от урочных .
Содержание курса строится по основным направлениям
функциональной грамотности (читательской, математической,
естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению) . В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения
учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет
обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного
поведения, развитие критического и креативного мышления .

ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 классов .
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю .
Реализация программы предполагает использование форм
работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой
работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик . Таким образом,
вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность
позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний,
переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди
других людей . В целом реализация программы вносит вклад в
нравственное и социальное формирование личности .
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной
грамотности, размещенные на портале Российской электронной
школы (РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), портале ФГБНУ ИСРО
РАО (http://skiv .instrao .ru/), электронном образовательном
ресурсе издательства «Просвещение» (https://media .prosv .ru/
func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность .
Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвеще4

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

ние», а также разрабатываемые методические материалы в
помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу
всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и
групповую работу .

На курс по внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность: учимся для жизни» в 5- 6 классах отводится 34
часа.
В соответствии с календарным учебным графиком рабочая
программа по данному курсу рассчитана на 34 часа.
На курс по внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность: учимся для жизни» в 7-8 классах отводится 34
часа.
В соответствии с календарным учебным графиком рабочая
программа по данному курсу рассчитана на 34 часа.
На курс по внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность: учимся для жизни» в 9 классах отводится 34 часа.
В соответствии с календарным учебным графиком рабочая
программа по данному курсу рассчитана на 34 часа.

ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с
учетом рекомендаций примерной программы воспитания.
Согласно
Примерной
программе
воспитания
у
современного школьника должны быть сформированы
ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы,
сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты.
Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий
по основным направлениям функциональной грамотности,
вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое,
духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое,
воспитание ценностей научного познания, формирование
культуры
здорового
образа
жизни,
эмоционального
благополучия. Реализация курса способствует осуществлению
главной цели воспитания – полноценному личностному
развитию школьников и созданию условий для их
позитивной социализации.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОГРАММЕ
В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя разных предметов . Это обеспечивает
объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности как интегрального результата личностного
развития школьников .
Задача педагогов состоит в реализации содержания курса
через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность,
организованную в разных формах . Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка . Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая
во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием .
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы .
Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы .

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ. О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность,
финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»2.
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления
в том, что читательская грамотность формируется средствами
разных учебных предметов и разными форматами внеурочной
деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках
курса предусматривает работу с текстами разных форматов
(сплошными, несплошными, множественными), нацелен на
обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной
информации, приемам соотнесения графической и текстовой
информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу
по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать
скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе
манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ
5 класс
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую
и графическую информацию» (5 ч)
1

Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)

2

Работаем над проектом (Школьная жизнь)

3

Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь)

4

По страницам биографий (Великие люди нашей страны)

5

Мир моего города (Человек и технический прогресс)

6 класс
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, различая факты и
мнения» (5 ч)
1

Нас ждет путешествие (Путешествие по родной земле)

2

Открываем тайны планеты (Изучение планеты)

3

Открываем мир науки (Человек и природа)

4

По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей
страны)

5

Наши поступки (межличностные взаимодействия)

7 класс
Модуль: Читательская грамотность «В мире текстов: от этикетки
до повести» (5 ч)
1

Смысл жизни (Я и моя жизнь)

2

Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по
читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои
интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям»

3

Человек и книга

4

Будущее (Человек и технический прогресс)

5

Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг)

8 класс
Модуль: Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (5 ч)
1

Смысл жизни (я и моя жизнь)

2

Человек и книга

3

Познание

9 класс
Модуль: Читательская грамотность «События и факты с разных
точек зрения» (5 ч)
1

Смысл жизни (я и моя жизнь)

2

Самоопределение

3

Смыслы, явные и скрытые

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение
достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они
формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее
благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.

Личностные результаты
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
6 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
6 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
6 готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
6 осознание ценности самостоятельности и инициативы;
6 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к
социальному сотрудничеству;
6 проявление интереса к способам познания;
6 стремление к самоизменению;
6

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом;
6 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
6 установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
6 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей;
6 активное участие в жизни семьи;
6 приобретение опыта успешного межличностного общения;
6

готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских,
проектных и других творческих работах;
6 проявление уважения к людям любого труда и результатам
трудовой деятельности; бережного отношения к личному и
общественному имуществу;
6 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
6 освоение социального опыта, основных социальных ролей;
осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
6 готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
6 осознание необходимости в формировании новых знаний, в
том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
6 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы,
общества и экономики;
6 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий;
6 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
6 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
6 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической
и социальной сред;
6

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
6

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по
трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными
действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями.
6 Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных
учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
6 способность их использовать в учебной, познавательной и
социальной практике;
6 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками,
к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
6 способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
6 способность к совместной деятельности;
6 овладение навыками работы с информацией: восприятие и
создание информационных текстов в различных форматах,
в том числе цифровых, с учетом назначения информации и
ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
6

1) базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
— сопоставления и сравнения,
— группировки, систематизации и классификации,

— анализа, синтеза, обобщения,
— выделения главного;
6 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
6 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
6 устанавливать существенный признак классификации, основания
6 для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
6 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
6 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
6 выявлять дефициты информации,
данных, необходимых
для решения поставленной задачи;
6 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
6 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
6 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
2) базовые исследовательские действия:
6 использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
6 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
6 формировать гипотезу об истинности собственных суждений
и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
6 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
6 оценивать на применимость и достоверность информации,
полученной в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования,
владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
6 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
6 применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с
учетом предложенной
6 учебной задачи и заданных критериев;
6 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
6 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
6 самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
6 оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
6 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных
навыков у обучающихся.
6

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
6 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах;
6 распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
6

6

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать

свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные
на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
6 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
6 публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
6 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии
с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
6 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
6 принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
6 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
6 планировать организацию совместной работы, определять
свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
6 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
6 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
6 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.
6

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных
навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях;
6 ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
6 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
6 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм
с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
6 делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
6 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
6 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения;
6 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
6 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
6 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
6 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
6 различать, называть и управлять собственными эмоциями
и эмоциями других;
6 выявлять и анализировать причины эмоций;
6 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого;
6 регулировать способ выражения эмоций;
6 выявлять

6

4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
6 открытость себе и другим;
6 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных
действий обеспечивает формирование смысловых установок
личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
6
6

Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной
деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».

По учебному предмету «Русский язык»:
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых
типов речи: формулирование в устной и письменной форме
темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по
содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и
выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
6 овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в
тексте;
6 представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
6 извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
6

анализ и оценивание собственных и чужих письменных
и устных речевых высказываний с точки зрения решения
коммуникативной задачи;
6 определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).
6

По учебному предмету «Литература»:
овладение умениями смыслового анализа художественной
литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
6 умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика,
авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
6 овладение умениями самостоятельной интерпретации и
оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в
целях решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно
воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического
анализа).
6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Развить мотивацию
к целенаправленной социально
значимой деятельности; стремление
быть полезным,
интерес к социальному сотрудничеству. Сформировать
внутреннюю позицию личности как
особого ценностного отношения к
себе, окружающим
людям и жизни в
целом. Сформировать установку на
активное участие
в решении практических задач,

Игры и
упражнения,
помогающие
объединить
участников
программы,
которые будут
посещать занятия. Беседа,
работа в группах, планирование работы

Образовательные
ресурсы, включая
электронные (цифровые)

Введение в курс «Функциональная грамотность»
1.

Введение

1

Знакомство участников программы.
Обсуждение понятий
«функциональная
грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская,
математическая,
естественно-научная,
финансовая грамотность, глобальные
компетенции, креативное мышление).
Ожидания каждого
школьника и группы
в целом от совместной работы.

Портал Российской
электронной школы (РЭШ, https://
fg.resh.edu.ru/)
Портал ФГБНУ
ИСРО РАО, Сетевой
комплекс информационного взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования функциональной грамотности
учащихся» (http://
skiv.instrao.ru/)
Материалы электронного образовательного ресурса издательства «Просвещение»

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

Обсуждение планов и
организации работы
в рамках программы.

осознанием важности образования на
протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитием необходимых умений;
Приобрести опыт
успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности,
активное участие
в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах

(https://media.prosv.
ru/func/)
Материалы из пособий «Функциональная грамотность.
Учимся для жизни»
издательства «Просвещение»

Модуль 1: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (5 ч)
2.

Путешествуем и
познаем
мир (Путешествие
по России)

1

Приемы поиска и
извлечения информации разного вида
(текстовой, графической) по заданной
теме

Соотносить визуальное изображение с вербальным
текстом. Понимать
фактологическую
информацию

Работа в группах

«Необыкновенный
путешественник»:
(http://skiv.instrao.
ru)
«Люди, сделавшие
Землю круглой»:

№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

из различных
источников. Приемы
выделения главной и
второстепенной информации, явной и
скрытой информации
в тексте
3.

Работаем над
проектом
(Школьная
жизнь)

1

Приемы работы с
множественным текстом по выявлению
явной и скрытой
информации, представленной в разных
частях текста. Приемы выявления визуальной информации,
представленной на
карте, и приемы сопоставления информации, выявленной в
тексте, с информацией, содержащейся

Образовательные
ресурсы, включая
электронные (цифровые)
электронный образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

Соотносить визуальное изображение с вербальным
текстом. Использовать информацию из текста для
решения практической задачи

Деловая игра

«Моя Россия: большое в малом»:
Читательская грамотность. Сборник
эталонных заданий.
Вып. 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2 ч. Часть 1. – М.,
СПб.: «Просвещение», 2020

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

в графическом объекте (географическая
карта, фотография)
4.

Хотим
участвовать в
конкурсе
(Школьная
жизнь)

1

Приемы работы с множественным текстом,
представленным на
сайте. Приемы поиска
информации, представленной вербально
и визуально, расположенной в разных
частях множественного текста

Интегрировать
и интерпретировать информацию,
представленную в
разной форме и в
разных частях текста. Использовать
информацию из
текста для решения практической
задачи

Работа в группах

«Конкурс сочинений»: Открытый
банк заданий 2020
(http://skiv.instrao.
ru)

5.

По страницам
биографий
(Великие
люди
нашей
страны)

1

Приемы анализа
информации учебно-научного текста
(биография), представленной в виде
таблицы. Приемы
комментирования
текста, включающего
визуальный объект
(фотографию)

Выявлять фактологическую информацию (последовательность
событий), представленную в разных
частях текста.
Выявление роли
визуальных объектов для понимания
сплошного текста

Самостоятельное выполнение работы с
последующим
обсуждение
ответов на
задания

«Маршал Победы»:
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие
для общеобразоват.
организаций. В 2-х ч.
Часть 1. – М., СПб.:
«Просвещение»,
2020. «Великие имена России»: электронный образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

№

6.

Тема

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

Мир моего города
(Человек
и технический
прогресс)

Кол- Основное содержание
во
часов
1

Приемы извлечения
информации из различных источников
(художественный и
публицистический
тексты, заметки с
сайта), включающих
визуальный объект;
ее осмысление и оперирование ею

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Устанавливать
взаимосвязи между
текстами. Формулировать на основе
полученной из
текста информации собственную
гипотезу, прогнозировать события,
течение процесса,
результаты эксперимента на основе информации
текста.

Игра-расследование

Образовательные
ресурсы, включая
электронные (цифровые)
«Мост»: открытый
банк заданий 2021
года (http://skiv.
instrao.ru)

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

6 КЛАСС
№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 6 класса.
1.

Введение

1

Знакомство участников программы.
Обсуждение понятий
«функциональная
грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская,
математическая,
естественно-научная,
финансовая грамотность, глобальные компетенции,
креативное мышление). Ожидания
каждого школьника
и группы в целом от
совместной работы.
Обсуждение планов и
организации работы
в рамках программы.

Развить мотивацию
к целенаправленной социально
значимой деятельности; стремление
быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
Сформировать
внутреннюю позиции личности как
особого ценностного отношения к
себе, окружающим
людям и жизни в
целом; Сформировать установку на
активное участие
в решении практических задач,
осознанием важности образования на
протяжении всей

Игры и
упражнения,
помогающие
объединить
участников
программы,
которые будут
посещать занятия. Беседа,
работа в группах, планирование работы.

Портал Российской
электронной школы
(https://fg.resh.edu.
ru/) Портал ФГБНУ
ИСРО РАО, Сетевой
комплекс информационного взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования
функциональной грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.
ru/) Материалы из
пособий «Функциональная грамотность.
Учимся для жизни»
издательства «Просвещение». Материалы
электронного образовательного ресурса
издательства «Просвещение» (https://
media.prosv.ru/func/)

№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитием необходимых умений;
Приобрести опыт
успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности,
активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и
других творческих
работах
Модуль 1: Читательская грамотность: «Читаем,
Понятия «факт»,
2.
Нас ждет
1
путеше«мнение»: работа со
ствие (Пусловарной статьей.
тешествие
Приемы различения
по родной
фактов и мнений
земле)
в множественном
тексте

различая факты и мнения» (5 ч)
Устанавливать связи между событиями или утверждениями. Понимать
значение слова
или выражения на
основе контекста.
Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или
нескольких текстах

Работа в группах

«Знакомьтесь: Тула»:
Открытый банк
заданий 2021 года
(http://skiv.instrao.
ru)

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

3.

Открываем тайны
планеты
(Изучение
планеты)

1

Языковые маркеры
предъявления фактов
и мнений в тексте:
работа со словарной
статьей. Приемы
различения фактов
и мнений в множественном тексте

Различать факты
и мнения с учетом
языковых маркеров. Устанавливать
связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные
отношения, отношения аргумент –
контраргумент,
тезис – пример,
сходство – различие и др.)

Самостоятельное выполнение работы с
последующим
обсуждение
ответов на
задания

«Континент-призрак»: открытый
банк заданий 2021
года (http://skiv.
instrao.ru)
«Розовые дельфины»: электронный
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

4.

Открываем мир
науки
(Человек
и природа)

1

Приемы распознавания фактов и мнений
в тексте-интервью,
в тексте-рекламе на
сайте.

Делать выводы на
основе интеграции информации
из разных частей
текста или разных
текстов. Сопоставлять факты
и мнения в тексте-интервью, в
тексте-рекламе на
сайте

Игра-расследование

«В переводе на человеческий»: открытый
банк заданий 2021
(http://skiv.instrao.
ru)

5.

По страницам
биографий
(Великие
люди

1

Приемы распознавания фактов и мнений
в тексте-аннотации
фильма, в тексте-интервью

Сопоставлять
факты и мнения в
тексте-аннотации
фильма, в тексте-интервью.

Работа в группах

«Люди, сделавшие
Землю круглой»:
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для

№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

нашей
страны)

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

6.

Наши
поступки
(межличностные
взаимодействия)

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Делать выводы на
основе интеграции
информации из разных частей текста
или разных текстов.

1

Приемы распознавания фактов и мнений
в художественном
тексте. Фактические
ошибки как художественный прием
автора

Распознавать
факты и мнения
в художественном
тексте. Устанавливать скрытые связи
между событиями
или утверждениями
(причинно-следственные отношения)

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
общеобразоват. организаций. В 2-х ч.
Часть 1. – Москва,
Санкт-Петербург:
«Просвещение», 2021.
«Люди, сделавшие
Землю круглой.
Интервью», «Люди,
сделавшие Землю
круглой. Аннотация»,
«Люди, сделавшие
Землю круглой.
Перелеты»: электронный образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/

Ролевая игра

«В новой школе»: открытый банк заданий
2021 года (http://skiv.
instrao.ru)
«Сельскохозяйственная газета»: электронный образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

7 КЛАСС
№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 7 класса.
1.

Введение

1

Знакомство участников программы.
Обсуждение понятий
«функциональная
грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская,
математическая,
естественно-научная,
финансовая грамотность, глобальные компетенции,
креативное мышление). Ожидания
каждого школьника
и группы в целом от
совместной работы.
Обсуждение планов и
организации работы
в рамках программы.

Развить мотивацию
к целенаправленной социально
значимой деятельности; стремление
быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
Сформировать
внутреннюю позиции личности как
особого ценностного отношения к
себе, окружающим
людям и жизни в
целом; Сформировать установку на
активное участие
в решении практических задач,
осознанием важности образования на
протяжении всей
жизни для успеш-

Игры и
упражнения,
помогающие
объединить
участников
программы,
которые будут
посещать занятия. Беседа,
работа в группах, планирование работы.

Портал Российской
электронной школы
(https://fg.resh.edu.
ru/)
Портал ФГБНУ
ИСРО РАО, Сетевой
комплекс информационного взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования функциональной грамотности
учащихся» (http://
skiv.instrao.ru/)
Материалы из пособий «Функциональная грамотность.
Учимся для жизни»
издательства «Просвещение»

№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

ной профессиональной деятельности и
развитием необходимых умений;
Приобрести опыт
успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности,
активное участие
в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Материалы образовательного ресурса
издательства «Просвещение» (https://
media.prosv.ru/func/)

Модуль 1: Читательская грамотность: В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч)
2.

Смысл
жизни
(Я и моя
жизнь)

1

Авторский замысел
и читательские установки (художественный текст)

Интегрировать и
интерпретировать
информацию

Дискуссия

«Чудо на своем
месте»: демонстрационный вариант 2019
(http://skiv.instrao.ru)
«Репетитор»: образовательный ресурс
издательства «Просвещение» (https://
media.prosv.ru/func/)

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

3.

Человек и
книга

1

Особенности чтения
и понимания электронных текстов
(учебно-справочный
текст)

Использовать
информацию из
текста для решения практической
задачи

Практикум в
компьютерном
классе

«Справочное бюро»
(http://skiv.instrao.
ru/bank-zadaniy/
chitatelskayagramotnost/)
«Как выглядит
слон»: образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

4.

Проблемы
повседневности

1

Чтение и понимание
несплошных текстов
(инструкция, этикетка)

Использовать
информацию из
текста для решения практической
задачи

Ролевая игра

«Сгущенка» (http://
skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/)
«Мыльные открытия»: образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

1

Особенности чтения и понимания
смешанных текстов
(соотнесение текста
статьи и инфографики)

Интегрировать и
интерпретировать
информацию

Пресс-конференция

«Погружение»:
демонстрационный
вариант 2019 (http://
skiv.instrao.ru)
«Новости будущего
века»: образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

(выбор
товаров и
услуг)

5.

Будущее
(человек
и технический
прогресс)

№

6.

Тема

Планета
людей

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

(взаимоотношения)
Интегрированные
занятия:
Читательская грамотность+
Глобальные компетенции

Кол- Основное содержание
во
часов
2

Особенности чтения
и понимания множественных текстов
(публицистический
текст)

Основные виды
деятельности
Интегрировать и
интерпретировать
информацию

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Дискуссия

«Тихая дискотека»
Открытый банк заданий 2020 (http://
skiv.instrao.ru)

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

8 КЛАСС
№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 8 класса.
1.

Введение

1

Знакомство участников программы.
Обсуждение понятий
«функциональная
грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская,
математическая,
естественно-научная,
финансовая грамотность, глобальные компетенции,
креативное мышление). Ожидания
каждого школьника
и группы в целом от
совместной работы.
Обсуждение планов и
организации работы
в рамках программы.

Развить мотивацию
к целенаправленной социально
значимой деятельности; стремление
быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
Сформировать
внутреннюю позиции личности как
особого ценностного отношения к
себе, окружающим
людям и жизни в
целом; Сформировать установку на
активное участие
в решении практических задач,
осознанием важности образования на
протяжении всей
жизни для успеш

Игры и
упражнения,
помогающие
объединить
участников
программы,
которые будут
посещать занятия. Беседа,
работа в группах, планирование работы.

Портал Российской
электронной школы
(https://fg.resh.edu.
ru/)
Портал ФГБНУ
ИСРО РАО, Сетевой
комплекс информационного взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования функциональной грамотности
учащихся»
(http://skiv.instrao.
ru/);
Материалы из пособий «Функциональная грамотность.
Учимся для жизни»
издательства «Просвещение»

№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

ной профессиональной деятельности и
развитием необходимых умений;
Приобрести опыт
успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности,
активное участие
в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Материалы образовательного ресурса
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

Модуль 1: Читательская грамотность: «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (5 ч)
2-3.

Человек и
книга

2

Особенности чтения
и понимания электронных текстов

Использовать
информацию из
текста для различных целей

Практикум в
компьютерном
классе

«Книга из интернета» (http://skiv.
instrao.ru)
«Милорд»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.
prosv.ru/func/)

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

4-5. Познание

2

Научная информация: анализ и оценка

Использовать
информацию из
текста для различных целей

Конференция

«Исчезающая пища.
Бананы»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.
prosv.ru/func/)
«Исчезающая
пища»: (Читательская грамотность.
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для
общеобразоват. организаций. В 2-х ч.
Часть 2. – Москва,
Санкт-Петербург:
«Просвещение»,
2021).
«Новости» (http://
skiv.instrao.ru)

6.

Смысл
жизни
(я и моя
жизнь)

1

Художественный
текст как средство
осмысления действительности

Интегрировать и
интерпретировать
информацию

Творческая
лаборатория

«За тенью» (http://
skiv.instrao.ru)
«Зачем?»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.
prosv.ru/func/)

9 КЛАСС
№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 9 класса.
1.

Введение

1

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

Знакомство участников программы.
Обсуждение понятий
«функциональная
грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская,
математическая,
естественно-научная,
финансовая грамотность, глобальные компетенции,
креативное мышление). Ожидания
каждого школьника
и группы в целом от
совместной работы.
Обсуждение планов и
организации работы
в рамках программы.

Развить мотивацию
к целенаправленной социально
значимой деятельности; стремление
быть полезным,
интерес к социальному сотрудничеству. Сформировать
внутреннюю позиции личности как
особого ценностного отношения к
себе, окружающим
людям и жизни в
целом. Сформировать установку на
активное участие
в решении практических задач,
осознанием важности образования на
протяжении всей
жизни для успеш-

Игры и
упражнения,
помогающие
объединить
участников
программы,
которые будут
посещать занятия. Беседа,
работа в группах, планирование работы.

Портал Российской
электронной школы
(https://fg.resh.edu.
ru/)
Портал ФГБНУ
ИСРО РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов Российской
Федерации в проекте
«Мониторинг формирования функциональной грамотности
учащихся»
(http://skiv.instrao.
ru/)
Материалы образовательного ресурса
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

ной профессиональной деятельности и
развитием необходимых умений.
Приобрести опыт
успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности,
активное участие
в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

Материалы из пособий «Функциональная грамотность.
Учимся для жизни»
издательства «Просвещение»

Модуль 1: Читательская грамотность: «События и факты с разных точек зрения» (5 ч)
2.

Смысл
жизни
(я и моя
жизнь)

3-5. Самоопределение

1

3

Авторский замысел
и читательские установки

Интегрировать и
интерпретировать
информацию

Творческая
лаборатория

Альтернативные
точки зрения и их
основания

Интегрировать и
интерпретировать
информацию, осмыслять содержание и форму текста

Дискуссия

«Зарок» (http://skiv.
instrao.ru/)
«Самое старое место»: образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)
«Киберспорт» Читательская грамотность. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 1.

№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Учеб. пособие для
общеобразоват.
организаций. В 2-х
ч. Часть 2. – М. ,
СПб. : «Просвещение», 2020
«Походы» (http://
skiv.instrao.ru/)

6.

Смыслы,
явные и
скрытые

1

Коммуникативное
намерение автора,
манипуляция в коммуникации

Осмыслять содержание и форму
текста

Игра-расследование

«Выигрыш» Читательская грамотность. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. –
М., СПб.: «Просвещение», 2021).

«Календарно-тематическое планирование» внеурочной
деятельности «Читательская грамотность».
№

5 - 6 классы.
Тема занятия

1

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

2

Как выбрать книгу? (Виды чтения:
просмотровое, ознакомительное)
Библиотечный урок
Учимся ставить цель чтения («Знаю
– хочу узнать – узнал»)
Что и о чём? (Углубление понятия о
тексте)
С чего начинается текст? (Роль
заглавия)
Зачем нужен эпиграф? (Роль
заглавия и эпиграфа)
Внимание к слову
Тематический конкурс чтецов

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17

Наши друзья и помощники (Словари
и справочники)
Учимся читать учебный текст
(Элементы учебного текста)
Главное и неглавное в тексте (Виды
информации в учебном тексте)
Практикум-диагностика (Тестовая
работа по применению умений
работать с информацией и выделять
главную мысль)
Как читать несплошной текст?
Шифровка и дешифровка текста
Как построен текст? (Строение
текстов разных типов речи)
Ролевая игра «Заседание Учёного
совета лексикографов»
Погружение в текст

Форма
организации
Вводное занятие.
Беседа
Лекционное
занятие
Беседа
Лекционное
занятие
Практическое
занятие. Игра
Занятие поискового
характера
Квест-игра
Чтение
стихотворений
Творческая работа
Практическое
занятие
Практические
задания
Индивидуальная
работа
Практикум
Парная работа
Групповая работа,
игра
Ролевая игра
Работа с текстом

18
19
20
21
22
23
24

25
26

27
28
29
30

31

32

33
34

Погружение в текст
Диалог с текстом
Диалог с текстом («Толстые и
тонкие» вопросы)
Диалог с текстом (Выделение
главной мысли)
Составление плана текста
Формирование списка книг для
чтения
Создание собственных письменных
материалов на основе прочитанных
текстов: отзывы о прочитанном
Учимся читать «между строк»
(Скрытая информация в тексте)
Что помогает понять текст
(Перекодирование информации:
пометки, выписки, цитаты)
Оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста
Выражение собственного мнения о
прочитанном
Выражение собственного мнения о
прочитанном и его аргументация
Достоверность и недостоверность
информации в тексте. Текст задачи
«Крыжовник»
Недостающая или избыточная
информация. Текст задачи
«Крыжовник»
Участие в учебном диалоге при
обсуждении прочитанного или
прослушанного текста
Сопоставление различных точек
зрения на информацию.
Итоговое занятие. Анализ текста

Работа с текстом
Практикум
Групповая работа
Беседа
Занятие в игровой
форме
Творческая работа
Индивидуальное
практическое
занятие
Беседа, круглый
стол
Индивидуальная
работа
Практическая
работа
Беседа
Открытый
микрофон
Групповая работа
Индивидуальная и
групповая работа
Беседа
Работа с текстом
Самостоятельная
работа

7-8 класс
№

Тема занятия

Форма

1

2
3
4
5
6
7
8
9

10

11
12
13
14

15
16

17

Вводное занятие. Кейс по
функциональной (читательской)
грамотности
Поиск информации и понимание
текста
Определение главной темы и общей
цели или назначения текста
Различение темы и под темы
специального текста
Выделение главной и
второстепенной информации текста
Поиск информации, явно заданной в
тексте
Выстраивание последовательности
описываемых событий
Сопоставление основных текстовых
и внетекстовых компонентов
Преобразование информации,
данной в виде графика, таблицы,
схемы, в текстовую информацию
Формулирование прямых выводов и
заключений на основе фактов,
имеющихся в тексте
Метафоричность речи, умение
понимать образность языка текстов
Преобразование и интерпретация
информации
Поиск в тексте доводов в
подтверждение выдвинутых тезисов
Интерпретация и обобщение
информации, представленной в
тексте неявно
Установление связей, не
высказанных в тексте напрямую
Формирование на основе текста
системы аргументов для
обоснования определённой позиции
Сопоставление разных точек зрения

организации
Беседа, кейс
Лекционное
занятие
Практическое
занятие
Сбор материала и
анализ
Беседа
Анализ текста
Беседа, круглый
стол
Работа с текстом
Беседа,
исследование
Индивидуальная
работа
Практические
задания
Работа с текстами
Индивидуальная и
групповая работа
Квест
Групповая работа,
игра
Индивидуальная
работа, игра
Практические

18

19
20

21
22
23
24

25
26
27
28

29
30

31

32

и разных источников информации по
заданной теме
Применение информации из текста
при решении учебнопознавательных задач
Критический анализ и оценка
информации
Оценивание утверждений,
сделанных в тексте, исходя из своих
представлений о мире
Нахождение в тексте доводов в
защиту своей точки зрения
Обнаружение недостоверности
получаемой информации
Нахождение путей восполнения
пробелов в информации
Решение на основе текста учебнопрактических задач
Диагностика читательской
грамотности
Анализ ошибок, допущенных в
работе
Самоконтроль и самооценка
понимания прочитанного
Практикум по созданию
собственных текстов на основе
прочитанных текстов
Поэтический текст как источник
информации
Типы текстов: текст-объяснение
(объяснительное сочинение, резюме,
толкование, определение)
Работа с несплошным текстом:
информационные листы и
объявления, графики и диаграммы,
посты и рекламные тексты
Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи.

задания
Исследование,
составление
кроссворда
Практическое
занятие
Ролевая игра
Групповая игра
Беседа, круглый
стол
Квест –игра
Лекция с
элементами
практики
Самостоятельная
работа
Рефлексия в
игровой форме
Практическая
работа
Составление и
анализ текста
Работа с текстами
Групповая работа
Индивидуальная и
групповая работа
Беседа, игра

№

Проверочная работа по
формированию читательской
грамотности
Итоговое занятие
9 класс
Тема занятия

1

Вводное занятие

2

Формирование читательских умений
с опорой на текст и внетекстовые
знания
Формирование читательских умений
с опорой на текст и внетекстовые
знания
Формирование читательских умений
с опорой на текст и внетекстовые
знания
Формирование читательских
умений с опорой на текст и
внетекстовые знания
Сопоставление содержания текстов
научного стиля
Сопоставление содержания текстов
научного стиля
Сопоставление содержания текстов
научного стиля
Сопоставление содержания текстов
научного стиля
Критическая оценка степень
достоверности содержащейся в
тексте информации
Критическая оценка степень
достоверности содержащейся в
тексте информации
Критическая оценка степень
достоверности содержащейся в
тексте информации
Критическая оценка степень

33

34

3

4

5

6
7
8
9
10

11

12

13

Тестирование
Игровое занятие
Форма
организации
Вводное занятие.
Беседа
Лекционное
занятие
Беседа
Лекционное
занятие
Практическое
занятие. Игра
Занятие поискового
характера
Квест-игра
Чтение
стихотворений
Творческая работа
Практическое
занятие
Практические
задания
Индивидуальная
работа
Практикум

14
15

достоверности содержащейся в
тексте информации
Типы текстов: текст-аргументация
Типы текстов: текст-аргументация

28
29

Типы текстов: текст-аргументация
Типы текстов: текст-аргументация
Составление плана на основе
исходного текста
Составление плана на основе
исходного текста
Составление плана на основе
исходного текста
Составление плана на основе
исходного текста
Составление плана на основе
исходного текста
Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие)
задачи
Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие)
задачи
Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие)
задачи
Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие)
задачи
Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие)
задачи
Работа со смешанным текстом
Работа со смешанным текстом

30
31

Составные тексты
Составные тексты

32

Составные и смешанные тексты

16
17
18
19
20
21
22
23

24

25

26

27

Парная работа
Групповая работа,
игра
Ролевая игра
Работа с текстом
Работа с текстом
Практикум
Групповая работа
Беседа
Занятие в игровой
форме
Творческая работа
Индивидуальное
практическое
занятие
Беседа, круглый
стол
Индивидуальная
работа
Практическая
работа
Беседа
Открытый
микрофон
Групповая работа
Индивидуальная и
групповая работа
Беседа

33
34

Итоговый контроль
Заключительное занятие

Работа с текстом
Самостоятельная
работа

ПРИЛОЖЕНИЕ
КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Для повышения эффективности внеурочных занятий по
формированию функциональной грамотности (ФГ) необходимо в процессе их проведения получать обратную связь как по
отдельным этапам программы (модулям по каждому направлению ФГ), так и в целом по проведению программы.
В качестве рекомендаций предлагается проведение двух занятий, назовем их рефлексивными, в середине и конце годовой программы, целью которых будет не формальная оценка
сформированности отдельных сторон ФГ, а организация самооценки учащихся своей деятельности на занятиях, осмысление
результатов этой деятельности, обсуждение и планирование деятельности на следующих занятиях или в следующем классе.
Для проведения рефлексивного занятия в середине программы предлагается методика «Сытый или голодный?», учитывающая подходы, разработанные белорусскими коллегами7.
Основная цель этой методики получить обратную связь от каждого ученика.
Учитель предлагает тем ученикам, которые чувствуют на
данный момент, что они уже «насытились» содержанием функциональной грамотности, уверенно решают жизненные проблемы, сесть по одну сторону от него; тем, кто еще ощущает себя
«голодным», неуверенно себя чувствует при решении жизненных задач – по другую.
После разделения класса следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало
влияние на его решение, почему учащийся так думает. Рекомендуется начинать с «сытых».
Преподаватель фиксирует все высказанные «голодными»
важные потребности, и в заключение обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода», как помочь им насытиться (то есть достичь уверенности при решении задач по
функциональной грамотности).
В ходе рефлексии учащиеся оценивают результаты своей
деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию.
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5—9 классы

Учащиеся имеют возможность задавать вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности на будущих занятиях, и предлагают варианты решений поставленных проблем.
Для проведения итогового рефлексивного занятия предлагается методика «Лестница самооценки». Основная цель данной методики - самооценка уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим и обсуждение
возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ
отдельных учащихся и группы в целом.
Учащиеся разбиваются на 6 групп (по количеству составляющих ФГ). Ученики должны сами образовать группы, а назначение компонента необходимо делать случайным образом
(например, используя принцип лотереи, когда ученик тянет
бумажку с названием компонента функциональной грамотности из шляпы/непрозрачного пакета).
Каждой из шести команд дается описание уровней сформированности той или иной составляющей ФГ. Команда должна ответить на вопросы: 1) На каком уровне, по их мнению,
находится класс по выпавшей им составляющей ФГ? 2) Что
нужно делать в следующем году, чтобы перейти на следующий
уровень? Для конкретизации проявления сформированности
отдельных уровней ФГ можно использовать примеры заданий
разного уровня ФГ по всем шести составляющим (http://skiv.
instrao.ru/).
На работу групп дается 10–15 минут. За это время ведущий
занятия рисует на доске пятиступенчатую лестницу, помечая
каждую ступень цифрой от 1 до 5 (по числу уровней ФГ). После окончания групповой работы кто-то из группы выходит и
приклеивает стикер (ставит магнит) на ту или иную ступень
лестницы, нарисованной на доске. Учащиеся из каждой группы объясняют, почему они пришли именно к такому выводу,
дают свои предложения по переходу на следующую ступень и
обсуждают с классом пути перехода на следующую ступень (на
выступление каждой группы отводится 5 минут).
В ходе проведения данной методики учащиеся оценивают
результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию, осуществляют сотрудничество со сверстниками, учитывают разные мнения.
Для получения обратной связи на разных этапах программы
учителя могут использовать и другие методики, а также изменять предложенные методики, дополнять или усложнять их в
соответствии с интересами и особенностями группы учащихся
и их возрастом.
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ »


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».