Рабочая программа дополнительного образования детей. Кружок "Театральная шкатулка" 1-9 класс 20234-2024 учебный год .docx (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Мокро-Ельмутянская ООШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования детей
Кружок «Театральная шкатулка».
Для обучающихся 1-9 классов.

х.Мокрая Ельмута 2023

Раздел I. «Пояснительная записка

Программа кружка составлена на основе:
1. Программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное
образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2017);
2. Образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение - программы
обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия
театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
3. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, рабочей программе курсов внеурочной деятельности МБОУ Мокро- Ельмутянской ООШ.
4. Основной образовательной программой МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ.

Раздел II. «Структура программы»

В программе выделено два типа задач.
● Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных
особенностей ребенка средствами детского театра.
1. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений,
необходимых для участия в детском театре.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой
индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального
поведения в заданных условиях.
развитие речевой культуры;
развитие эстетического вкуса.
воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к
творчеству других.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей,
подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций
и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной
«Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
● Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой
деятельности, заниматься тем, что нравиться.
● Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора
совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
● Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без
интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
● Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в
самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Раздел III.”Особенности реализации программы”

Программа включает следующие разделы:
1. Культура и техника речи
2. Ритмопластика
3. Театральная игра
4. Этика и этикет
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии
театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас,
профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий
являются:
театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли, праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок,
эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного
выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со
зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети
учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер
персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта
работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях
деятельности.
Важной формой занятий данного курса являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля:
посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров,
выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами;
раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе,
теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Алгоритм работы над пьесой.
Выбор пьесы, обсуждение ее с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми
эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком. Премьера.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
итоговый – открытые занятия, спектакля.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных
мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни
школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Раздел IV. “Программное содержание”

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата,
правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь,
умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные
обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной
перегрузки.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового
поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Театральная игра способствует
развитию детской фантазии, воображения, памяти; всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального,
сценического) в жизни школьника.
Театральная игра включает в себя работу над спектаклем. Она базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу
над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и
ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть
искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

Раздел IV. «Тематическое планирование»
Количество часов по темам распределено следующим образом:
№
п\п

Количество часов
по плану
фактически

Тема
1-4 класс

1.

20

20

20

20

3.

“Культура и техника речи”
“Ритмопластика”
“Театральная игра”.

16

16

4.

“Этика и этикет”

12

12

68

68

10

10

10

10

3.

“Культура и техника речи”
“Ритмопластика”
“Театральная игра”.

36

36

4.

“Этика и этикет”

8

8

64

64

2.

Итого:
5-9 класс
1.
2.

Итого:

Раздел V Календарно-тематическое планирование 1 - 4 класс
Раздел

“Культура и
техника речи”
20ч

“Ритмопластика”
20ч

“Театральная
игра”
16ч

“Этика и
этикет”
12 ч

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Тема урока
«Театр снаружи и внутри». Театральные здания. Культура поведения в театре.
«Театр снаружи и внутри». Театральные здания. Культура поведения в театре.
Виды театрального искусства. Театральные профессии.
Устройство зрительного зала и сцены.
Отличие театрального искусства от других видов искусства. Словарь театральных терминов
Речевое дыхание. Артикуляция. Рождение звука
Дикция и скороговорка
Интонация
Диалог и монолог.
Диалог и монолог.
Разминка - разогрев тела. Жест и мимика.
Разминка - разогрев тела. Жест и мимика.
Ритмичность. Внимание и координация движений.
Ритмичность. Внимание и координация движений.
Рече - двигательная координация. Гибкость рук
Рече - двигательная координация. Гибкость рук
Рече - двигательная координация Гибкость рук
Пластические импровизации. Этюды
Пластические импровизации. Этюды
Пластические импровизации. Этюды

Игры на внимание
Игры на внимание
Игры на воображение
Игры на воображение
Игры на развитие координации движений
Игры на действия с воображаемыми предметами
Игры-драматизации
Игровые этюды
Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству,
к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).

Кол.
Час
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Дата
06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01
24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02
06.03
13.03
20.03
03.04
10.04
17.04

31
32
33

Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в
мире нет»)

2
2

Привычки дурного тона. (Этикет)

2

24.04
08.05
15.05

34

Привычки дурного тона. (Этикет)

2

22.05

Раздел V: Календарно-тематическое планирование 5 - 9 класс
Раздел

Культура и
техника речи
10 ч

“Ритмопластика”
10 ч

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

“Театральная
Игра”
36ч

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Тема урока
Игры по развитию внимания «Имена», «Цвета», «Краски»)
Игры по развитию внимания «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты»
Игры по развитию внимания «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица».
Выпуск газеты «Слово в театре…»
Выпуск газеты «Слово в театре…»
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам.
Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.
Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.
Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»
Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.
Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»).
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли
(внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение
декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.
Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие».
Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».
Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.
Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и
речи; подтекст вскрывается через пластику).
Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). Работа над образом. Анализ мимики
лица. Прически и парики.
Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). Работа над образом. Анализ мимики
лица. Прически и парики.
Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата правильной
артикуляции.
Упражнения в сценической речи.
Диалог .Диалоги сказочных героев.
Монолог на сцене. Составление монологов известных сказочных героев.
Знакомство с понятием «ПЛАСТИКА».Ритмические музыкальные игры.

Кол.
Час
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Дата

2

29.12

2
2
2
2

12.01
19.01
26.01
02.02

2

09.02

2

16.02

2

23.02

2
2
2
2

01.03
15.03
22.03
05.04

08.09
15.09
22.09
29.09
06.10
13.10
20.10
27.10
10.11
17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
22.12

28
“ЭТИКА И
ЭТИКЕТ”
8ч

Импровизация .Роль импровизации . взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной
работе. Театральный тренинг. Игры «Звукооператор». «Театральный режиссер».
Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы
поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»)

2

12.04

2

19.04

30

Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»)

2

26.04

31
32

Привычки дурного тона. (Этикет)
Подведение Итогов.

2
2

10.05
17.05

29

Раздел VI. Учебно-методический комплекс

1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. –
(Методика).
2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014 – 139 с.
3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 144.
4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с.
5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов.
- М.: изд. НЦЭНАС, 2014. – 200 с.
6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2013 – 416 с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».