Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Основы медиаграмотности: первый уровень» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых актов: – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115; – ФГОС ООО; – Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. (в редакции от 31.12.2017) № 152-ФЗ «О персональных данных»; – Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. (в редакции от 01.05.2019) № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; – Концепция информационной безопасности детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 N 2471-р). Современные школьники развиваются в медиасреде с огромными потоками информации. Важным фактором социализации школьники становится сеть Интернет, с которой они знакомятся и взаимодействуют, зачастую, без контроля взрослых. Стремительное развитие информационных и коммуникационных ресурсов, возрастающая доступность медиасредств (в первую очередь, смартфонов и планшетных компьютеров) открывают практически безграничные возможности для доступа к информации самого разного уровня, в том числе и к запрещенному контенту. Доверие к любой информации, получаемой в цифровом пространстве, приводит к нежелательным последствиям: вовлечение школьников в противоправные сообщества и действия, угрозы их психологическому и физическому здоровью. Ключевые вопросы медиаграмотности современных школьников – это безопасность работы в сети Интернет, умение критически воспринимать цифровой медиаконтент. Обучение медиаграмотности состоит из ряда компонентов: владение навыками работы с современными устройствами; умение работать с информацией; умение создавать и интерпретировать медиатекст; умение осознанно выбирать медиаконтент, критически его осмысливать, интерпретировать. Предметом изучения в курсе «Медиаграмотность: первый уровень» является работа с информацией, ее критический анализ и оценка достоверности, а также знакомство с основными опасностями сети Интернет и способами защиты от них. В ходе освоения курса в интерактивной форме, с учетом возрастных особенностей школьники изучают окружающую медиасреду, ее возможности, потенциальные опасности и угрозы, учатся самостоятельно и безопасно взаимодействовать с цифровой средой. Обучение медиаграмотности состоит из множества компонентов. Это умение работать с различной информацией, создание и интерпретация текстов, навыки работы с современными цифровыми устройствами, способность осознанно выбирать тот или иной медиаконтент, критически его осмысливать, интерпретировать и использовать для дальнейшего создания контента в социальных сетях. Курс строится на основе единства учебной и воспитательной деятельности, которое направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Цель и задачи учебного курса Цель: формирование медиаграмотности школьников и развития у них необходимых цифровых компетенций для безопасного пользования средствами коммуникации. Задачи: – формировать представления о медиасреде и медиаграмотности; – развивать умение работать с информацией, критически относится к информации, распространяемой в медиасреде, отличать достоверные сведения от недостоверных; – формировать навыки безопасного цифрового поведения: распознавать цифровые угрозы и противостоять им, защищать персональные данные; – формировать понимание основных прав и обязанностей в онлайн-взаимодействиях; – развивать умение руководствоваться в собственных действиях моральными нормами и ценностями; – формировать неприятие агрессии и экстремизма; – развивать умения работать в группе; развивать критическое мышления и творческие способности, навыки практической деятельности в сети Интернет. Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала внеурочной деятельности. Эта работа осуществляется в следующих формах: Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы внеурочной деятельности и самоорганизации. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: — обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; — использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы Использование воспитательных возможностей содержания внеурочной для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, объектов для выполнения. Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям искусства. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: разработка и защита проектов. Применяются следующие способы обучения: групповой, коллективный. В качестве средств обучения используются: учебно-наглядные пособия (таблицы), мультимедийные средства, электронные образовательные ресурсы. В процессе обучения применятся следующие формы организации работы обучающихся: групповая, коллективная. Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы и рабочей программе воспитания Учебный курс «Медиаграмотность: первый уровень» реализуется в рамках внеурочной деятельности в 5-6 классах, по 1 часу в неделю, всего 5 класс 34 часа, 6 класс 34 часа. Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы и рабочей программе воспитания. В 7-9 классах, по 1 часу в неделю, всего 7 класс 34 часа, 8 класс 33 часа, 9 класс 34 часа Содержание учебного курса внеурочной деятельности в 5-6 классах «Медиаграмотность: первый уровень» Учебный курс состоит из двух тематических модулей. Содержание модулей курса: Модуль 1. Медиамир, окружающий нас: знакомимся с ним. Информация. Свойства, виды и функции информации. Медиамир, его составляющие. Изучение медиамира. Средства коммуникации. Критическое мышление в познании медиамира. Игра как средство в познании медиамира. Интернет как часть медиасреды современного человека. Значение интернета. Правила безопасности в интернете. Модуль 2. Медиамир, окружающий нас: взаимодействуем с ним. Реальность и виртуальность: сходство и различие. Человек в реальном и виртуальном мире. Публикация информации в интернете. Соцсети и менеджеры. Сетевой этикет. Интернет-угрозы: фейковая информация, мошенничество, агрессия, опасный контент. Распознавание угроз в сети Интернет и защита от них. Основные правила медиабезопасности. Медиаграмотность современного человека. Защита цифровых устройств и аккаунтов от рисков и угроз. Учебный курс состоит из двух тематических модулей. Содержание модулей курса 7-8 класс Содержание учебного курса внеурочной деятельности в 7-8 классах «Медиаграмотность: второй уровень» Модуль 1. Медиа и человек как потребитель информации Медиа как источник информации. Функции медиа. Виды медиа. Медиасреда современного человека. Интернет как составляющая медиасреды. Информационные угрозы. Агрессия в киберпространстве (троллинг, хейтинг, киберсталкинг, грифинг, кибербуллинг, кибергрумминг), способы защиты от агрессии. Распознавание фейковой информации на основе критического анализа. Виды противоправного контента в цифровом пространстве (экстремистский, террористический, наркотический, суицидальный). Что делать, если столкнулся с противоправным контентом или вербовщиком? Мошенничество в сети Интернет. Защита от различных видов цифрового мошенничества. Создание надежного пароля. Модуль 2. Медиа и человек как производитель информации. Интернет-отношения, права и обязанности пользователей цифрового пространства: соблюдение законов и правил в онлайн-взаимодействии, защита персональных данных, авторское право в интернете. Культура сетевого общения. Общение в соцсетях и мессенджерах. Защита от угроз в соцсетях. Контент, виды контента. Создание собственного безопасного контента. Медиаграмотность в цифровом мире. В первом модуле «Медиа и человек как потребитель информации» раскрываются основные особенности медиасреды и важнейшие приемы безопасной работы в ней. Особое внимание уделяется сети Интернет. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны ее использования. Основной частью содержания данного модуля является рассмотрение опасностей и рисков, которые могут встретиться в сети Интернет (агрессия, фейковая информация, противоправный контент, мошенничество), способов защиты от них. Во втором модуле «Медиа и человек как производитель информации» рассматриваются правовые основы безопасного поведения в цифровом пространстве, общение в социальных сетях и мессенджерах. Акцентируется важность соблюдения правовых, нравственных и моральных норм в ходе онлайн-взаимодействия. Уделяется внимание практической составляющей: созданию контента по конкретной ситуации, обеспечению безопасности собственного контента. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности в 5-6 классах Личностные – проявлять самостоятельность в медиасреде; – руководствоваться моральными нормами и ценностями в своем поведении в цифровой среде; – проявлять культуру поведения в интернет-пространстве; – использовать возможности сети Интернет для самообразования и саморазвития; – соблюдать правила безопасности в цифровом пространстве, оценивать риски и последствия собственных действий в сети Интернет. Метапредметные – использовать способы работы с информацией: поиск, анализ, передача и интерпретация информации в соответствии с поставленными задачами; – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – создавать цифровые тексты и информационные сообщения других видов в соответствии с задачей; – планировать, организовывать и анализировать собственную деятельность; – взаимодействовать с педагогами и сверстниками, учитывать разные мнения, аргументировать собственную позицию; – работать в группе, выполнять свою часть общей деятельности, анализировать полученные результаты. Предметные – объяснять, что такое медиасреда, описывать ее составляющие; – критически оценивать информацию, полученную из медиасреды, отличать достоверную информацию от недостоверной; – использовать познавательные и развивающие возможности сети Интернет; – характеризовать правила безопасного поведения в цифровой среде; – защищать персональные данные; – распознавать цифровые угрозы: агрессию, фейки, мошенничество, противоправный контент, защищаться от них; – оценивать безопасность контента в сети Интернет; создавать собственный контент, презентовать его аудитории. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности в 7-8 классах Личностные проявлять способность к адаптации, самостоятельность и инициативность в медиасреде; руководствоваться моральными нормами и ценностями в своем поведении в медиасреде; применять социальные навыки общения в интернет-пространстве; проявлять культуру поведения в интернет-пространстве при онлайнвзаимодействии; использовать возможности сети Интернет для самообразования, саморазвития и личностного самоопределения; применять на практике права и обязанности пользователя сети Интернет в соответствии с законами Российской Федерации. Метапредметные применять навыки работы с информацией: подбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, выбирать форму ее представления; создавать цифровые тексты и информационные сообщения других видов с учетом назначения информации и ее целевой аудитории; планировать, организовывать и анализировать собственную деятельность; взаимодействовать с педагогами и сверстниками, учитывать разные мнения, аргументировать собственную позицию; организовывать сотрудничество в группе, распределять роли, выполнять свою часть деятельности, анализировать полученные группой результаты. Предметные осознавать значение и особенности медиасреды современного человека; критически оценивать информацию, полученную из медиасреды; оценивать положительные и отрицательные стороны сети Интернет как части медиасреды; аргументировать правила безопасного поведения в цифровой среде; осуществлять защиту своих персональных данных; распознавать цифровые угрозы (агрессию, фейки, мошенничество, противоправный контент) и противодействовать им в практической деятельности в цифровой среде; оценивать безопасность контента в сети Интернет; создавать безопасный собственный контент и презентовать его. Тематическое планирование 5-6 классы Тема Кол-во часов Знакомство 2ч 1. Введение в медиа. Информационная грамотность 6ч 2. Информационная безопасность 6ч 3. Инструментарий для работы с контентом 6ч 4. Критическое мышление 6ч № Авторское право и работа с информационным текстом 5 Производство контента 5ч 6 Создание аудио-визуального контента Заключение 3ч Итого: 34ч Информация об электронных учебнометодических материалах НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/w all112267450_5399 Информационн ый материал «Мифы о Великой Отечественной войне в компьютерных играх»: https://ncpti.su/w pcontent/uploads/ 20 22/07/obzor.nczp ti-229-2022 https://vk.com/w all112267450_6328 https://vk.com/w all112267450_5813 https://vk.com/w all112267450_6245 https://vk.com/w all159896066_1201 Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности 5-6 класс № п/п 1-2 3-4 5-6 7-8 Количе ство часов Модуль 1. Медиамир, 14 окружающий нас: знакомимся с ним. Мое общение с этим миром. 2 Язык жестов Что такое информация и из 2 чего состоит медиамир? Наименование разделов и тем учебных занятий Информация-основа нашего 2 общения Как можно изучать 2 медиамир? 9-1 0 1112 Игры как повседневность. 2 Я и интернет. Чем интернет полезен для меня? 1 1314 Я в интернете 2 дата Информация об электронных учебно-методических материалах план факт 1) Информационный лонгрид «Медиагигиена или фактчекинг», размещенный в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_5399 1) Информационный материал «Мифы о Великой Отечественной войне в компьютерных играх»: https://ncpti.su/wp-content/uploads/20 22/07/obzor.nczpti-229-2022-1.pdf 2) Серия информационных карточек «Компьютерные игры. Вред или польза? Пять тезисов о цифровых развлечениях», размещенная в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/ncpti_rnd?w=wall-112 267450_6315 3) Информационный лонгрид «Как выбрать для ребенка безопасную видеоигру?», размещенный в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_5451 1) Видеоролик «Доксинг в интернете», размещенный в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_6328 2) Серия информационных карточек «Как распознать фейковый аккаунт», размещенная в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_5813 1516 Модуль 2. Медиамир, окружающий нас: взаимодействуем с ним. Я-реальный 2 и я-виртуальный. 1718 1920 Создание видео 2 Информация в интернете: что и как публикуем, а что лучше не публиковать. 1 2122 2324 Этика коммуникаций. Сетевой этикет. 1 Опасности, подстерегающие нас в интернете: фейки, мошенничество, агрессия. Информационный лонгрид «Эмоциональное состояние в сети. 5 советов, как держать себя в тонусе и не паниковать», размещенный в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_6245 2) Информационный лонгрид «Моральная паника. Как неверная оценка угроз провоцирует новые?», размещенный в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_5996 1) Информационный лонгрид «Кто решает, является ли высказывание экстремистским?», размещенный в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_5367 2) Информационный лонгрид об экстремистской символике, размещенный в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_5389 3) Информационный лонгрид «Базовые правила цифровой этики. Чего следует придерживаться при общении в массовых чатах», размещенный в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_5463 1) 1) Информационный лонгрид «Постправда: что это и как уберечь себя от ее влияния?», размещенный в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_6245 2) Серия информационных карточек «Как понять, что ребенок подвергся буллингу в школе?», размещенная в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_6208 3) Серия информационных 2526 Как реагируем на опасности? И к кому обращаемся за помощью? 2 карточек «Как объяснить ребенку, что такое фейковая информация?», размещенная в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_6154 4) Информационный лонгрид «Как распознать фейки?», размещенный в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_6075 5) Информационный лонгрид «Тренды онлайн-мошенничества и способы себя защитить», размещенный в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_5956 Серия коротких мультфильмов проекта Лаборатории Касперского «Kids Safe Media», размещенная в группе движения «Интернет без угроз» в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-159896066_1201 Проект «Цифровой ликбез», Информационный материал «Интернет-травля» https://digital-likbez.datalesson.ru/vide o/3-2/ 1) Информационный лонгрид «Как навыки противостояния манипуляции помогут не стать жертвой вербовки?», размещенный в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_5976 2) Серия информационных карточек «Рекомендации психолога классным руководителям по общению с родителями школьников», размещенная в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_5911 3) Серия информационных карточек «Как реагировать на провокации в сети Интернет. Рекомендации психолога», размещенная в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_5853 4) Серия информационных лонгридов «Как говорить со своими 2728 Как защитить себя? 2 Выстраиваем технический щит 2930 3132 3334 Критическое мышление учениками на сложные темы?», размещенная в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_5414 и https://vk.com/wall-112267450_5429 1) Серия информационных карточек «Как оградить и обезопасить свое медиапространство?», размещенная в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_6115 Информационный лонгрид «Как обезопасить свой аккаунт от взлома?», размещенный в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_6077 Серия коротких мультфильмов проекта Лаборатории Касперского «Kids Safe Media», размещенная в группе движения «Интернет без угроз» в социальной сети «ВКонтакте», мультфильм «Пароли» https://vk.com/wall-159896066_1201 Производство контента Презентации контентов.Игра Брейн-ринг. Тематическое планирование 7-8 классы Тема Кол-во часов Знакомство 2ч 1. Социальные сети 6ч 2. Информационная безопасность 6ч № Информация об электронных учебнометодических материалах Информационный лонгрид «Медиагигиена или фактчекинг», размещенный в группе НЦПТИ в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/wall112267450_5399 Информационный материал 3. Общение в интернете 6ч 4. Авторское право и работа с информационным текстом 6ч 5 Создание аудио-визуального контента 5ч 6 Электронные фнансы 3ч Итого: 34ч «Мифы о Великой Отечественной войне в компьютерных играх»: https://ncpti.su/wpcontent/uploads/20 22/07/obzor.nczpti-2292022 https://vk.com/wall112267450_6328 https://vk.com/wall112267450_5813 https://vk.com/wall112267450_6245 https://vk.com/wall159896066_1201 Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности 7-9 класс № п/п Наименование разделов и тем учебных занятий 1-2 3-4 5-6 Модуль 1. Медиа и человек как потребитель информации Социальные сети Социальные медиа коммуникаторы Медиа как и Количеств о Дата часов проведения план факт 18 Информацияоб электро учебно-методических материалах 2 Стр 7 Медиаграмотность 2 2 Информационный ло «Постправда», размещенный группе НЦПТИ в социа сети «ВКонт https://vk.com/wall-112267450_624 5Информационный мат «Мифы о Великой Отечеств войне в компьютерных (стр. https://ncpti.su/wp-content/uploads/ 2022/07/obzor.nczpti-229-2022-1.p df 2 Стр14 Медиаграмотность источн ик информации. Виды медиа: от СМИ до видеоигр и стримов. 7-8 Какой не должна страничка в соц.сетях быть 9-10 Кибермоббинг. 2 Стр16 Медиаграмотность 11-12 Информационные угрозы в интернете и защита от них: агрессия. 2 13-14 Информационные угрозы в интернете и защита от них: фейки и противоправный контент. 2 Видеоролик «Кибербул https://vk.com/ncpti_rnd?z=video-1 12267450_456239333%2F3a66ae6f 49e32a0dbd%2Fpl_wall_-11226745 0 Информационный материал «Как пров информацию и не стать фейков» https://vk.com/ncpti_rnd?w=wall-1 12267450_5330. Информационный ло «Как распознать фей размещенныйвгруппе НЦПТ социальной сети «ВКонт https://vk.com/wall-112267450_607 5 15-16 Как фейки от 2 Стр 10 Медиаграмотность оригинала 17-18 Информационные угрозы в интернете и защита от них: мошенничество. 2 Видеоролик Google «Выбираем пароль»: https://www.youtube.com/watch?v= QvOlgob5njQ Блог Касперского: У https://www.kaspersky.ru/blog/cate gory/threats/ Информационный обезопасить материал аккаунт от вз https://vk.com/ncpti_rnd?w=wall-1 12267450_6077 Информационный «Тренды мошеннич и ло онлайнспособы себя защит в группе НЦПТ социальной сети «ВКонт https://vk.com/wall-112267450_595 6 размещенный 19-20 16 Модуль 2. Медиа и человек как производи тель информации Правила общения в интернете. 2 Информационный видеоролик НЦ «Фактчекинг» https://vk.com/ncpti_rnd?z=video-1 12267450_456239322%2F0e73a7b 4297c2228b0%2Fpl_wall_-112267 450 Лаборатория Каспер тест «Сетевой эт https://kids.kaspersky.ru/interactive/ test-prilichnom-obshhestve-znaete-l i-vy-setevoj-jetiket Информационный ло «Как обезопасить свой аккаун размещенный в в социальной взлома?», НЦПТИ «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_607 7 Серия информацио карточек «Как оградить обезопасить медиапространство?», размещенная в группе НЦПТ социальной сети «ВКонт https://vk.com/wall-112267450_611 5 21-22 Новостная грамотность. Оценка достоверности 23-24 Общение мессенджерах. соцсетях и Видеоролик «Что преступление характера?» реч 2 Стр 23 Медиаграмотность 2 Проект ликбез», материал «Циф информацио «Безопасное общен соцсетях и мессендж https://digital-likbez.datalesson.ru/v ideo/8-2/ Видеоролик «Доксинг интернете», размещенный группе НЦПТИ в социа сети «ВКонт https://vk.com/wall-112267450_632 8 Серия ных «Как аккаунт», НЦПТИ информацион кар распознать фейк размещенная в в социальной «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-112267450_581 3 25-26 Создаем интересный безопасный контент. и 2 Информационный мат «Эмоциональное состояние сети» «https://vk.com/ncpti_rnd?z=photo112267450_457242929%2Falbum112267450_00%2Frev Видео «Язык вра https://vk.com/ncpti_rnd?z=clip-11 2267450_456239335%2F47cd9465 8ccda9cfd0%2Fpl_wall_-11226745 0 Лаборатория Каспер «Правила цифровой гигиены» 27-28 Почтовые сервисы. 2 29-30 Создание и настройка 2 правил. Родительский контроль 31-32 Белый и черный список 2 33 34 Электронные финансы Облачные хранилища 1 1 Итого 34 ttps://kids.kaspersky.ru/article/pravi la_cifrovoy_gigieny Контент-фабрика «Паралл https://vk.com/parallelscontentfacto ry Стр30 Медиаграмотность. Стр 35 54 Медиаграмотность. Стр37 Медиаграмотность. Стр48 Медиаграмотность. Стр44 Медиаграмотность. В комплект методического материала к программе входят: - Дубовер Д.А. Методическое пособие "Медиаграмотность" для учащих и родителей. / Д.А. Дубовер – РнД.: Донской государственный технический университет, Областной центр медиаграмотности. Ростов-на-Дону, 2015 г. – 72 с. - Лобанов Ю.С. Основы журналистики. / Ю.С. Лобанов – М.: Флинта, 2016. – 184 с. Дополнительная литература: Бабкин, Е.В. Фото и видео. Как пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой. Справочник / Е.В. Бабкин, А.И. Баканов, Г.И. Белов, и др.. - М.: Дрофа, 2013. - 384 c. Информационные ресурсы НЦПИ