театральная шкатулка (старшая группа)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мокро-Ельмутянская основная общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области

ПРИНЯТО/СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета
Протокол от «26» декабря 2023г. №4

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»
Уровень программы: Стартовый
Вид программы: модифицированная
Тип программы: персонифицированная
Возраст детей: от 11 до 16 лет
Срок реализации: 18 часа (1 год)
Разработчик: Педагог дополнительного
образования, Слука Ольга
Александровна
ID номер программы в АИС «Навигатор»

х. Мокрая Ельмута
2024

Оглавление
I. Пояснительная записка ................................................................................................... 3
II. Учебный план. Календарный учебный график. ........................................................... 9
2.1. Учебный план .................................................................................................................. 9
2.2. Календарный учебный график .................................................................................... 10
III.

Содержание программы ............................................................................................. 10

IV.

Методическое обеспечение ....................................................................................... 20

V. Диагностический инструментарий .............................................................................. 22
VI.

Список литературы используемые для написания программы ............................. 24

VII. Приложения .................................................................................................................. 24
Приложение 1 ....................................................................................................................... 25
Приложение 2 ....................................................................................................................... 32

2

I.

Пояснительная записка

1.1.
Краткая характеристика современной ситуации в данном
направлении.
Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к
знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и
необходимой задачей, стоящей пред педагогом.
Программа предоставляет возможность для реализации обучающимися
своего творческого потенциала, удовлетворения потребностей культурном и
интеллектуальном развитии, поддержки одаренных детей в сфере культуры,
способствует
раскрытию
творческих
способностей
обучающихся,
нравственному и художественно-эстетическому развитию личности ребёнка.
Применение
игровых
технологий,
использование
элементов
занимательности позволяет сделать обычную работу детей интересной и
увлекательной, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Монотонная
деятельность учащихся становится эмоционально окрашенной, что
активизирует работу детей. Все это приводит к более осмысленному усвоению
знаний, так как дети сами заинтересованы в их получении. В этом и
заключается педагогическая целесообразность данной программы.
1.2. Программа «Театральная шкатулка»» разработана на основе
следующих законов об образовании и нормативных актов.
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
 приказом Мин. Просвещения России от 28.12.2018 №345» О
федеральном перечне учебников рекомендованных к использованию при при
реализации образовательных программ;
 приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ;
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей);
 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
3

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
 Уставом и локальными актами учреждения;
 положением о рабочей программе МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ
Пролетарского района Ростовской области;
 согласно учебного плана МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ на 2022025 учебный год
1.3. Актуальность программы
Программа предоставляет возможность для реализации обучающимися
своего творческого потенциала, удовлетворения потребностей культурном и
интеллектуальном развитии, поддержки одаренных детей в сфере культуры,
способствует
раскрытию
творческих
способностей
обучающихся,
нравственному и художественно-эстетическому развитию личности ребёнка
1.4. Отличительные особенности программы, новизна.
Новизна. Программа имеет широкий диапазон развития интеллектуальных
способностей учащихся, знакомит их с различной классической и современной
литературой.
Целесообразность
внедрения
данной
программы
с
учётом
психофизиологических особенностях детей школьного возраста, принято
считать периодом яркого самовыражения, проявления личностных качеств у
ребенка. В этот период дети, развивают свой словарный запас, более полно
овладевают грамматическим строем русского языка. Что в современном мире
так необходимо.
1.5. Характеристика программы
Направленность программы – художественная
Тип – разноуровневая реализуемая в сетевой форме
Вид – модифицированный
Уровень освоения обучающимися – стартовый
1.6. Объем и срок освоения программы
Данная программа является очной; рассчитана на один год обучения - 18
часов 18 учебных недель с (января по май).
Содержит 6 разделов (модулей) рассчитанных на сетевую реализацию при
не возможности проведения очных занятий предусмотрены дистанционные с
использованием дистанционных технологий на образовательных площадках
1.7. Режим занятий
1раз в неделю по 45 минут
4

1.8. Тип занятий
Предусмотрены различные типы занятий: теоретические, практические,
комбинированные (тренировочные) и диагностические.
1.9. Форма обучения
Очная при необходимости дистанционная на образовательных платформах
«ЗУМ» и «Сферум».
1.10. Адресат программы
Программа рассчитана на детей школьного возраста с 6 по10 лет. По
современным требованиям наполняемость группы проходит в соответствии к
современным требованиям и организации образовательного процесса для детей
C учётом психофизических и иных особенностей
инвалидов и ОВЗ.
обучающихся
В объединение принимаются все желающие, специального отбора не
производится. Дети с ОВЗ могут заниматься на общих основаниях.
Программа кружка охватывает школьный возраст в разновозрастной
группе - младшая– подготовительная группа и рассчитана на 1 год обучения.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на
формирование личностных и метапредметных результатов, направлена на
гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на
психологических особенностях развития старших школьников.
Программа способствует формированию духовно-нравственной культуры
и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества,
обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую
инертность, позволят развить их творческую активность, способность
сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться
к ним.
Принципы, лежащие в основе программы:
 реализация разнообразных детских интересов, удовлетворение
потребностей ребёнка в творчестве;
 развитие в каждом ребёнке желания узнать больше;
 развитие разнообразных умений и навыков;
 сотрудничество ребят с педагогом;
 достижение желаемого результата.
Требования к педагогу осуществляющему реализацию программы:
Педагог осуществляющий образовательную деятельность должен
соответствовать Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования», утвержденному приказом Министерства труда и социального
развития от 22.09.2021г.№652; иметь профессиональную квалификацию,
необходимую для выполнения трудовых функций и уровень подготовки,
соответствующий:
5

 квалифицированными специалистами в сфере образования, имеющими
необходимый для выполнения должностных обязанностей уровень
профессиональной подготовки, удостоверяемый документами об образовании и
соответствующими требованиями к стажу работы.
 обладать знаниями и специальными навыками по действиям в
чрезвычайных ситуациях, оказанию первой доврачебной помощи в том числе:
знать и учитывать в процессе оказания государственной услуги
индивидуальные особенности детей и подростков, возрастные особенности
развития, физического и психологического состояния, владеть методиками
адаптации и реабилитации, знать анимационные технологии при организации
досуга и отдыха, создавать атмосферу благожелательности и гостеприимства,
уметь разрешать конфликтные ситуации.
1.11. Цель
Создание благоприятных условий для выявления и развития
интеллектуального потенциала, исследовательских навыков, творческих
способностей и личностного роста одарённых детей, углубление и расширение
знаний обучающихся о выразительности русского языка, совершенствование их
общего языкового развития.
Задачи:
обучающие:
 раскрыть специфику театра как искусства: познакомить с историей,
видами театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые
работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и (т.д.)
- содействовать развитию способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию в творческой области;
 способствовать формированию творческого мировоззрения;
 содействовать сплочению детского коллектива, воспитывать
положительное отношение к совместным действиям;
 воспитывать личность творца, способного осуществлять свои творческие
развивающие:
 ориентировать на тесную связь обучения с непосредственными
жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом
учащихся;
 создавать условия для саморазвития и самосовершенствования личности
школьника путем сознательного и активного присвоения нового социального
опыта по написанию текста;
 формировать целостное представление о мире, взаимосвязях его частей,
пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение
противоречивости и многообразия мира в деятельности;
воспитательные:
 воспитание творческой активности детей, ценящей в себе и других такие
качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
 обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех
6

уровней;
 оказать педагогическую поддержку талантливым детям 1-4 класса.
1.12. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- способствовать воспитанию доброжелательности и контактности в
отношениях со сверстниками; - научить учащихся преодолевать
психологическую «зажатость», боязнь сцены; - способствовать воспитанию
творчески активной личности; - способствовать воспитанию интереса к
театральному творчеству, эмоциональной отзывчивости на сатиру.
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной
аналитической деятельности, овладение лингвистической компетенцией
находить и формулировать главный тезис, подбирать аргументы. Овладение
лингвистической компетенцией распознавания фактических ошибок.
Овладение лингвистической компетенцией распознавания речевых и
грамматических ошибок. Осознавать роль языка в формировании мышления,
расширять объем употребления грамматических средств выражения мыслей и
чувств.
Метапредметными результатами - изучения курса является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: Обучающийся научится:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД: Обучающийся научится:
 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу
и активность
 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
7

 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты: Учащиеся научатся:
 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 выразительному чтению;
 различать произведения по жанру;
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
 сочинять этюды по сказкам;
 умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение).
-способствовать развитию мотивации к театральному творчеству;
- способствовать развитию потребности к самореализации;
- способствовать развитию активности и ответственности.

8

II.

Учебный план. Календарный учебный график.
2.1. Учебный план

Таблица 1

Учебный план
№

Тема
Вводное занятие. Знакомство.
Инструктаж по ТБ.

Количество занятий
всего

теор.

прак.

1

Театроведение

1

1

0

2

Культура и техника речи.

3

1

2

3

Театральная игра

3

1

2

4

Театральные викторины, анализ
материала классических спектаклей и
кинофильмов
Сценическое внимание.

5

1

4

5

1

4

Итоговое занятие.
Всего:

1
18

1
6

0
12

5
6

9

Форма
аттестации
Беседа

Знакомить детей с
понятием «театр»,
устройством театра,
видах театра и
театральными
профессиями.
Развивать и
формировать речь
детей,
произносить
фразы с разными
интонациями.
Познакомить
детей с
театральной
игрой, развивать
игровое
поведение.
Игра.
Наблюдение.
Игра.
Наблюдение.
Беседа.

2.2. Календарный учебный график

Таблица 2

Календарный учебный график
«Театральная шкатулка»
(наименование программы)
№
п/ Дата
п

Тема
занятия

1

03.09.2
Вводное занятие.
4

2

Планирование
деятельности
05.09.2
Педагогическое
4
наблюдение, опрос,
план проекта

3

4

5

6

7

8

10.09.2
4

12.09.2
4

17.09.2
4

Театр и жизнь. Что
дает театральное
искусство в
формировании
личности.

14.5015.50
1

14.5015.50
1

14.5015.50
1

Театральное
искусство России..

14.5015.50
1

Значение поведения в
актерском искусстве

14.5015.50
1

19.09.2
Виды театров
4

24.09.2 Театральные
профессии.
4

26.09.2
4

Кол Время
-во проведе
час
ния
ов занятия

Развитие творческой
активности,
индивидуальности.
Снятие зажимов,
раскрепощение.

14.5015.50
1

14.5015.50
1

14.5015.50
1
10

Форма
занятия

Место
Форма
проведе
контрол
ния
я

МБОУ
МокроНаблюдение Ельмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроОпрос
Ельмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроУстный опрос.
Ельмутян
ская
ООШ
Час открытия МБОУ
нового знания МокроЕльмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроЧас открытия
Ельмутян
нового знания
ская
ООШ
МБОУ
МокроЧас открытия
Ельмутян
нового знания
ская
ООШ
МБОУ
МокроБеседа
Ельмутян
ская
ООШ
Педагогическое МБОУ
наблюдение, Мокровыполнение
Ельмутян
практических ская
заданий

Беседа

Беседа
Педагоги
ческое
наблюден
ие
Презента
ция

Презентац
ия

Беседа

Беседа

Беседа

ООШ

9

01.10.2
4
4.10.24

Исполнительное
искусство актера –
стержень
театрального
искусства.

03.10.2
024
Развитие актерского
10
11.10.2 внимания
024
08.10.2
024
10.10.2
11
4
15.10.2
4

12

Воображение и
фантазия – источник
творческой
духовности человека.

17.10.2 Упражнения на
развитие
4
воображения.

14.5015.50

МБОУ
МокроПедагогическое Ельмутян
наблюдение. ская
ООШ

14.5015.50

МБОУ
Практическая Мокроработа
Ельмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроПрактическая
Ельмутян
работа
ская
ООШ

2

2

14.5015.50
3

14.5015.50
1

Тренинг

14.5015.50
13

22.10.2
Сценические этюды
4

Сценические
этюды:
одиночные – на
выполнение
24.10.2
14
простого задания;
4
на освоение
предлагаемых
обстоятельств.
Сценические
этюды:
парные – на
07.11.2
общение в условиях
4
15
органического
12.11.2
молчания;
4
на взаимодействие
с партнером.

Практикум

1

1

Практикум

Практикум

МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ

14.5015.50

2

11

Анализ
Беседа

Беседа

МБОУ
МокроБеседа
Ельмутян
ская
ООШ
Педагогич
МБОУ
еское
Мокронаблюдени
Ельмутян
е.
ская
Выполнен
ООШ

МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ

14.5015.50

Практиче
ская
работа
Беседа

ие
практическ
ого
задания

Беседа

Беседа

16

17

14.11.2
4

19.11.2
4

21.11.2
4
18
26.11.2
4

«Ролевая игра»
(упражнение).
Предлагаемые
обстоятельства,
события, конфликт,
отношение.
Сценическое
движение как
неотъемлемая часть
сценического
театрализованного
действия
Сценическое
движение.
Упражнение «Как
вести себя на сцене»
(мимика, жесты,
телодвижения в
игре).

Работа актера над
образом. Логика
действия:
я – предмет;
я – стихия;
28.11.2 я – животное;
19
я – растение;
4
внешняя
характерность;
форма (выдержка и
законченность).
03.12.2
4
20 05.12.2
4

21

22

Что значит
чувствовать партнера
на сцене. Учимся
взаимодействию

10.12.2
4

Тренинг по
сценической речи
(артикуляционная
гимнастика,
дикционные
упражнения).

12.12.2
4

Действия с
воображаемыми
предметами

05.01.2 Словесные игры.
Пластические
23
5
импровизации.

Практикум

МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ

Беседа

Беседа

МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ

Беседа

14.5015.50
1

14.5015.50
1

14.5015.50
Практикум

2

МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ

14.5015.50

Практикум

1

14.5015.50
2

14.5015.50
1

14.5015.50
1

14.5015.50
1

12

Беседа

Работа с
партнёром

Сценическая
речь

Действия с
предметами

Игры

Беседа

МБОУ
Беседа
МокроРепетици
Ельмутян
я
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян
Беседа
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ

Беседа

Пластичес
кие
импровиза
ции

24

17.12.2
4

Что такое
«сценическая
площадка»? Умение
«распределиться по
сцене»

Многообразие
выразительных
средств в театре:
19.12.2 драматургия;
4
декорация;
24.12.2 костюм;
25
свет;
4
26.12.2 музыкальное
4
оформление;
шумовое
оформление
Работа над
спектаклем:
09.01.2
26
как создается
5
спектакль.
Знакомство со
сценарием;
характеры и
14.01.2 костюмы;
27
5
чтение по ролям,
работа над
дикцией.
Знакомство со
сценарием;
характеры и
16.01.2 костюмы;
28
5
чтение по ролям,
работа над
дикцией.

14.5015.50
1

Выполнение
практического
задания

14.5015.50

Беседа

3

14.5015.50
1

14.5015.50
1

14.5015.50
Беседа

1

Работа над
дикцией.
Разучивание ролей,
вхождение в образ,
исполнение роли.

Создание афиши и
30.01.2
30
программки,
5
музыкальное

Развитие
диалога

3

1

14.5015.50
13

Беседа

Беседа

МБОУ
МокроКомбинированн
Исполнени
Ельмутян
ое занятие
е роли
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян Обсужден
ие,
ская
Беседа
дополнен
ООШ
ие

14.5015.50
21.01.2
5
23.01.2
29
5
28.01.2
5

МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ

МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ

МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ

Оценка и
анализ

Развитие
диалога
Отработк
а диалога,
Показ

МБОУ
Делимся
впечатлен
Мокроиями
Ельмутян

оформление.

ская
ООШ
14.5015.50

04.02.2
5
31
06.02.2
5

32

33

34

35

36

Развиваем актерское
мастерство.
Репетиция.
Показ спектакля

11.02.2 Анализ проделанной
работы.
5

13.02.2
5

Словесные игры.
Пластические
импровизации.

19.03.2
5

Выбор сказки для
драматизации, чтение
басни И. А. Крылова
«Стрекоза и
муравей».

18.02.2
Разучивание ролей.
5

25.02.2 Репетиция по ролям,
движение под музыку
5

37 27.02.2
5

Мастерская актёра
Изготовление
декораций и
костюмов к
представлению.

Практические
занятия

2

14.5015.50
1

14.5015.50
1

14.5015.50
1

14.5015.50
1

14.5015.50
1

14.5015.50
1

14.5015.50

38

04.03.2 Репетиция танцев к
спектаклю.
5

1

39

06.03.2 Репетиция отдельных
сцен
5

1

14.5015.50
14

Беседа

Практические
занятия

Выбор
персонажей

Опрос

Работа над
басней

Диалог с
детьми.

Диалог с
детьми.

Диалог с
детьми.

МБОУ
МокроЕльмутян
ская
Практичес
ООШ
кие
МБОУ
занятия
МокроЕльмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроПрактичес
кие
Ельмутян
занятия
ская
ООШ
МБОУ
МокроПрактичес
кие
Ельмутян
занятия
ская
ООШ
МБОУ
МокроРепетици
Ельмутян
я
ская
ООШ
МБОУ
МокроОпрос
Ельмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроРепетици
Ельмутян
я
ская
ООШ
МБОУ
МокроОбмен
Ельмутян впечатлен
иями
ская
ООШ
МБОУ
МокроРепетици
Ельмутян
я
ская
ООШ
МБОУ
Репетиция
МокроЕльмутян

ская
ООШ

40

11.03.2
5

41 13.03.2
5

42

42

44

45

46

18.03

20.03

01.04.2
5

03.04.2
5

08.04.2
5

47

15.04.2
5

48

17.04.2
5

Генеральная
репетиция в
костюмах с
декорациями
Показ
театрализованного
представления
«Стрекоза и
муравей».
Обсуждение
спектакля «Стрекоза
и муравей».
Игры по развитию
внимания («Имена»,
«Цвета», «Краски»,
«Садовник и цветы»,
«Айболит»,
«Адвокаты», «Глухие
и немые», «Эхо»,
«Чепуха, или
нелепица»)
Техника грима.
Гигиена грима и
технических средств
в гриме. Приемы
нанесения общего
тона.
Обсуждение
предлагаемых
обстоятельств,
особенностей
поведения каждого
персонажа на сцене
Обсуждение
декораций,
костюмов,
сценических
эффектов,
музыкального
сопровождения.
Сценические этюды.
Шумное оформление
по текстам, деление
на группы,
составление
сценических этюдов
Развитие
наблюдательности.
(На основе своих

14.5015.50
Репетиция

1

14.5015.50
Показ

1

14.5015.50
1

Обсуждение

14.5015.50
Игры

1

Беседа

МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ

Практичес
кие
занятия

Беседа

МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ

Практичес
кие
занятия

14.5015.50
1

14.5015.50
1

14.5015.50
Практические
занятия

1

14.5015.50
1

1

14.5015.50
15

МБОУ
МокроЕльмутян Репетиция
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян Репетиция
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян Беседа
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян
ская
Беседа
ООШ

Практические
занятия
Практические
занятия

МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ
МБОУ
Мокро-

Беседа

Беседа

Беседа

наблюдений показать
этюд

49

50

51

22.04.2
5

Понять и
воспроизвести
характер человека,
его отношение к
окружающему миру

24.04.2
5

Понятие такта.
Золотое правило
нравственности
«Поступай с другими
так, как ты хотел бы,
чтобы поступали с
тобой»

29.04.2
5

Отработка
сценических этюдов
«Автобус»,
«Критика», «Спор»

Постановка
06.05.2 театрализованного
52
5
Представления к
последнему звонку.

53

54

55

13.05.2 Работа над
5
репертуаром

15.05.2 Работа над
5
репертуаром

20.05.2 Работа над
5
репертуаром

Работа над
22.05.2 репертуаром.
56
5
Выступление на
линейке.

14.5015.50

Практические
занятия

14.5015.50

Практические
занятия

1

1

14.5015.50
1

14.5015.50
1

14.5015.50
1

14.5015.50
1

14.5015.50
1

14.5015.50
1

16

Практические
занятия

Разработка
сценки

Репетиция

Репетиция

Репетиция

Репетиция
Показ

Ельмутян
ская
ООШ
МБОУ
Беседа
МокроЕльмутян
ская
ООШ
МБОУ
Беседа
МокроЕльмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ
МБОУ
МокроЕльмутян
ская
ООШ

Беседа

Беседа

Репетици
я

Репетици
я

Репетици
я

Репетици
я

Содержание программы
Вводное занятие.
Вводное занятие. Теоретические знания: порядок и содержание работы
объединения по интересам на учебный год. Правила поведения во время
обучения. Распределение заданий (общественных поручений) среди
обучающихся. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Инструктаж
по технике безопасности при работе на сцене.
Что такое художественный проект. Теоретические знания: Что такое
художественный проект. Отличие художественного проекта от научного. Виды
театров. Театральные профессии. Практическая деятельность: Творческое
решение проектных задач. Форма проведения: занятие-поиск Методы и
приемы: проектно-исследовательский, словесный (характеристика,
объяснение), наглядный (демонстрация образца выполнения задания,
использование иллюстраций, видеоматериалы, материалы с сайтов и т.д.).
Этапы работы над проектом. Теоретические знания: Этапы работы над
проектом. Соотношение между собой этапов проектирования. Практическая
деятельность: развитие умения слушать и вступать в диалог. Творческое
решение проектных задач. Форма проведения: занятие-поиск Методы и
приемы: проектно-исследовательский, словесный (характеристика,
объяснение), наглядный (демонстрация образца выполнения задания,
использование иллюстраций, видеоматериалы, материалы с сайтов и т.д.).
Постановка проблемы. Проектирование и планирование деятельности.
Теоретические знания: Проектирование и составление индивидуального плана
проекта. Поиск источников информации и литературы. Практическая
деятельность: Методы «мозгового штурма». Оценка вариантов решения
проблемы, прогнозирование и оценивание ожидаемых результатов. Форма
проведения: занятие-поиск Методы и приемы: проектно-исследовательский,
словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация образца
выполнения задания, использование иллюстраций, видеоматериалы, материалы
с сайтов и т.д.).
Сказка как жанр устного народного творчества. Виды сказок.
Теоретические знания: Что такое сказка? Виды сказок. Как правильно написать
сказку? Виды творческих заданий по сочинению сказок. Рассказ о
самостоятельном путешествии по тридесятому царству. Практическая
деятельность: Сочинение другого окончания к русским народным сказкам.
Форма проведения: занятие - путешествие Методы и приемы: словесный
(характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация образца выполнения
задания, использование иллюстраций, видеоматериалы, материалы с сайтов и
т.д.), практический.
Выбор персонажей. Их внешний вид и характер. Теоретические знания:
Выбор персонажей. Их внешний вид и характер. Определение героев и злодеев
в русских народных сказках. Практическая деятельность: Изготовление
рисунков сказочных чудовищ. Изготовление рисунков персонажей будущей
17

сказки. Речевой тренинг. Форма проведения: занятие-тренинг Методы и
приемы: частично-поисковый, словесный (характеристика, объяснение),
наглядный (демонстрация образца выполнения задания, использование
иллюстраций, видеоматериалы, материалы с сайтов и т.д.), практический.
Сочинение сказки по собственному замыслу. Практическая деятельность:
Сочинение сказки. Чтение по ролям сочиненной сказки. Речевой тренинг.
Форма проведения: практическая работа, иллюстрирование Методы и приемы:
проблемно-поисковые и самостоятельная работа обучающихся; словесные
дидактические игры, репродуктивный.
Виды театральных представлений. Теоретические знания: Практическая
деятельность: Речевой тренинг. Упражнения на внимание. Упражнения на
воображение. Форма проведения: практическая работа. Методы и приемы:
словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация образца
выполнения задания, использование иллюстраций, видеоматериалы, материалы
с сайтов и т.д.), практический.
Изготовление театральных декораций к придуманной сказке.
Теоретические знания: Ознакомление с элементами оформления (декорации,
цвет, свет, звук, шумы и т. п.). Понятие о плоскостных, полуплоскостных,
объёмных декорациях. Создание декораций. Речевой тренинг. Упражнения на
внимание. Упражнения на воображение. Форма проведения: практическая
работа. Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный
(демонстрация образца выполнения задания, использование иллюстраций,
видеоматериалы, материалы с сайтов и т.д.), самостоятельная работа
обучающихся.
Групповые и индивидуальные репетиции. Теоретические знания:
Распределение ролей для постановки спектакля. Знакомство детей с
музыкальными произведениями, отрывками которые будут звучать в спектакле.
Музыка и движение персонажей. Характер персонажа. Чтение сказки
педагогом. Беседа о прочитанном. Чтение сказки по ролям. Репетиции за
столом. Отработка чтения каждой роли. Соединение словесного действия
(текст) с физическим действием персонажей. Упражнения и этюды для
отработки навыков разговора. Заучивание текста наизусть, соединение
действия словами своей роли. Упражнения и этюды по сюжету сказки.
Определение основных мизансцен по сюжету спектакля. Распределение
технических обязанностей по спектаклю, помощь друг другу. Репетиции по
эпизодам, общение персонажа со зрителем. Работа над характером ролью.
Речевой тренинг. Упражнения на внимание. Упражнения на воображение.
Упражнения на развитие воображения для создания предлагаемых
обстоятельств. Этюды. Форма проведения: Репетиция. Методы и приемы:
словесные дидактические игры, словесный, наглядный, репродуктивный.
Генеральная репетиция. Практическая деятельность: Работа над
постановкой. Работа над характером ролью. Речевой тренинг. Игры на
сплочение коллектива. Упражнения на внимание. Упражнения на воображение.
Упражнения на развитие воображения для создания предлагаемых
обстоятельств. Этюды. Форма проведения: занятие-репетиция Методы и
18

приемы: репродуктивный, словесный (характеристика, объяснение), наглядный
(демонстрация образца выполнения задания, использование иллюстраций,
видеоматериалы, материалы с сайтов и т.д.), самостоятельная работа
обучающихся.
. Творческий отчет – показ спектакля. Практическая деятельность: итоговая
работ с использованием изученных приемов, знаний и умений. Показ
спектакля. Форма проведения: Творческий отчет

Итоговое занятие. Анализ работы над проектом Теоретические знания:
Анализ проделанной работы, просмотр видеозаписи с выступления.
Практическая деятельность: Игры на импровизацию Форма проведения:
занятие – путешествие Методы и приемы: наглядный, словесный, практический

19

III.

Методическое обеспечение

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры,
праздники, конкурсы и др.
А также различные методы:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
 наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.);
 практический
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске,
решениепоставленной задачи совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. 
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности,
учащихсяна занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем;
 и другие.
Формы работы:
 беседы;
 занятия;
 индивидуальная работа;
 групповая работа;
 коллективно-творческая работа;
 игра;
 оформление сцены.
Методы работы:
 наглядный;
 исследовательский;
 практический,
 объяснительно-иллюстративный,
 проблемно-поисковый.
Используемые материалы:

20

 Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой,
определенной в программе по литературному чтению (в том числе в
цифровой форме).
 Словари по русскому языку.
 Репродукции картин и художественные фотографии в
соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в
цифровой форме).
 Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты
поэтов иписателей.
Технические средства обучения
 Классная доска.
 Мультимедийный проектор.
 Экспозиционный экран.
 Персональный компьютер.
 Экранно-звуковые пособия
 Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
 Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
 Слайды, соответствующие содержанию обучения.
 Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие
содержанию обучения.

пр.

Оборудование класса
 Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
 Стол учительский с тумбой
 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и
 Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

21

IV. Диагностический инструментарий
Мониторинговые исследования подразумевают наличие диагностического
инструментария, при помощи которого осуществляется объективная оценка
результативности. Инструменты должны быть просты и понятны не только
педагогам, но и обучающимся и их родителям. Оценка предметных,
метапредметных и личностных образовательных достижений обучающихся в
организации системы дополнительного образования предполагает наличие
педагогического инструментария, позволяющего выявить и зафиксировать
результаты.
Цель разработки диагностического инструментария: объективное
определение
результатов
освоения
обучающимися
дополнительной
общеразвивающей программы, фиксация результатов обучающихся через
участия в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой
описание проблемных вопросов, ситуаций, наблюдений, которые используются
для определения уровня форсированности у обучающегося того или иного
параметра оценки.
В ходе освоения программы применяются следующие диагностические
инструментарии:
 диагностика ЗУНов обучающихся (диагностические карты),
 анкетирование (анкета для родителей),
 индивидуальная беседа,
 тестирование,
 наблюдение,
 анализирование продуктов деятельности (отчеты, оц.листы, таблица
результативности, сводные карты и др.),
 включение обучающихся в различные виды деятельности,
 индивидуальной карты развития обучающегося,
 открытые мероприятия и конкурсы разного уровня,
 портфолио учащегося и др.
Основные показатели результативности диагностирования:
1. Сохранность контингента обучающихся в течении учебного года
2. Умение педагога прогнозировать индивидуальный рост обучающегося
и перспективу его развития.
3. Заинтересованность обучающихся к занятиям в объединении и
педагогу.
4. Освоение обучающимися общеобразовательной программы.
5. Соответствие результатов целям программы.
6. Корректировка общеобразовательных программ.
7. Результаты тестов, зачетов, экзаменов, соревнований и т.д.
8. Оценка экспертных специалистов.
Педагогический
мониторинг
является
неотъемлемой
частью
образовательного процесса. Педагог должен уметь оценивать результаты своей
деятельности по развитию личностного и образовательного потенциала
22

обучающихся, владеть различными методами диагностики, видами
диагностического инструментария, мониторинговых исследований и иметь
документальное подтверждение о результатах освоения обучающимися
образовательной программы.
Применение диагностического
инструментария
для оценивания
индивидуальных достижений обучающихся в организации дополнительного
образования детей служит не только инструментом оценивания, но и
стимулированием обучающихся, соответствующий его профессиональному
самоопределению

23

V.

Список литературы используемые для написания программы
1. Баряева Л. Театрализованные игры – занятия / Л. Баряева. - С–
Петербург: 2010.
2. Калинина Г. Давайте устроим театр / Г.Калинина - М: 2007.
3. Крутенкова А.Д. Сказочная мастерская «кудесники» -театр кукол /
А.Д. Крутенкова. – М.: Учитель, 2008.
4. Луценко А.В. Театральная студия «Дали» / А.В. Луценко. - М.:
Театральная студия, 1997.
5. Овдиенко Г.Г. Смешное и грустное на школьной сцене /
Г.Г.Овдиенко. – М: 2000.
6. Пеня Т.Г. Театральные занятия для младших школьников / Т.Г.
Пеня, А.П. Ершова. - М.: Просвещение, 1995.
7. Рахно М.О. Домашний кукольный театр / М.О.Рахно. - Ростов – на
– Дону, 2008.
8. Савостьянов А.И. Рождение артиста. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир
искусства»), 2006.
9. Соколова С. Театр оригами / Соколова С. – М.: 2010.
10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр / Н.Ф.Сорокина. – М:
2001.
11. Станиславский К.С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над
собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М.:
Искусство, 1985.
12. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей
детских театральных коллективов/ Под ред. А. Б. Никитиной. М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
13. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г.Чурилова. М: 2001.
14. Шишова Т. Улыбка судьбы / Т.Шишова. – М.: 2002.
Для обучающихся: 1. Барто А.Л. Книга «Лучшие стихи детям от года
до пяти. [для дошкольного возраста]» —Издано: Москва - 2011. 240 с.
2. Михалков С. Самый главный великан / Сост. Л. Салтыкова, В.
Максимов. — М: АСТ, 2013. — 448 с., ил.
3. Толстой А.К. «Все самые любимые русские народные сказки» - М.:
«АСТ», 2017, - 256 с.ил.
4. Успенский Э. Сборник стихов «Разноцветная семейка» » - М.:
«АСТ», 2014, - 72 с.ил.

24

VII. Приложения
Приложение в помощь педагогу
опросник «Мотивация к обучению»
Схема наблюдения за учащимися на занятиях
1. Фамилия, Имя

Приложение 1

2. Готовность к
занятию_____________________________________________________
(учебник, тетрадь, необходимые инструменты, домашнее задание)

3. Работа на
занятии________________________________________________________
(активность ответов при теоретической части урока)

4.Уровень интереса при выполнении практического задания: (высокий,
средний,
низкий)______________________________________________________________
_____
5. Количество выполненной
работы:__________________________________________

(в полном обьеме, частично, не справился )

25

Вопросы диагностики начального уровня литературного развития
Вопрос 1. «Чем ты увлекаешься в свободное время» можно увидеть, что
многие дети все же проявляют интерес к чтению в свободное время. Но то,
что не очень большое количество детей выбирает только вариант ответа
«читаю», показывает, что выбор детей между чтением и чем-то другим очень
часто не в пользу чтения.
Вопрос 2. «Какую роль играет чтение в твоей жизни» четко видно, что
большинство учеников привлекает процесс чтения для себя. Но также, с
небольшим отрывом обучающиеся выбирают ответ, что чтение необходимо
для учебы, что указывает на менее положительное отношение к чтению.
Помимо этого мы столкнулись с отрицательным отношением ученика к
чтению, вследствие чего можно предположить возможные трудности ребенка
в освоении этого навыка.
Вопрос 3. «Любишь ли ты читать» показывает, что 2/3 опрошенных
положительно относятся к чтению. Но еще 1/3 надо настраивать и стараться
заинтересовывать чтением. Вопрос 4. «С какой целью ты читаешь» убеждает
в том, что большая часть детей чтением заинтересованы сами, без
принуждения родителей или учебной необходимости.
Вопрос 5. «Как ты выбираешь книги для прочтения»,при выборе книг
дети чаще ориентируются на свои предположения по названию произведения.
Это указывает на развитый навык предполагать и фантазировать, опираясь на
свой жизненный и читательский опыт.
Вопрос 6. «Есть ли у тебя детские книги дома» можно понять, что у всех
обучающихся есть детская литература в открытом доступе.
Вопрос 7. «Есть ли у тебя любимая книга» следует обратить внимание,
что у детей разное отношение к чтению и книгам, но у всех есть одна или
даже несколько любимых для прочтения.
Вопрос 8. «Как часто после школы ты делаешь следующее» можно
сказать, что многие дети уделяют достаточное внимание самостоятельному
чтению, многие любят слушать, когда им читают. В ходе наблюдений за
детьми во время учебного процесса, мы не можем отметить, что они часто и
детально обсуждают прочитанные книги.
Вопрос 9. «Сколько примерно времени в учебный день ты тратишь на
следующее» можно обратить внимание, что на чтение обучающиеся уделяют
свое внимание и время, развивая свои навыки.
Вопрос 10. «Что ты думаешь по поводу чтения» можно с уверенностью
сказать, что большая часть обучающихся, читает ради своего удовольствия и
понимает, что чтение это полезное занят.

26

19

АНКЕТА
ЧТО Я ЖДУ ОТ ЗАНЯТИЙ
Содержание утверждений
Мне хочется видеть коллектив единомышленников.
Мне хочется быть в центре внимания.
Мне хочется развивать диапазон голоса.
Мне хочется научиться выразительно читать.
Мне хочется найти новых друзей.
Мне хочется разнообразить своё свободное время.
Мне хочется научиться красиво двигаться на сцене.
Мне хочется играть в ансамбле с другими.
Я хочу научиться разбираться в литературе
Я хочу быть знаменитым.
Я хочу участвовать в концертах.
На занятиях я жду поддержки от коллектива.
На занятиях мне нужна поддержка педагога.
Я хочу развить актёрские способности.
На занятиях я хочу проявлять фантазию.
Я хочу руководить коллективом.
На занятиях я не хочу чем-то выделяться в коллективе.
В коллективе я надеюсь на помощь при решении жизненных
ситуаций.
Я хочу видеть разнообразные формы проведения занятий.

20

Я хочу иметь возможность самостоятельно изучать материал.

21

Мне хочется посвятить этому свое свободное время.

22

Благодаря занятиям я уйду от школьных и
семейных проблем.

23

Наконец-то использую свой шанс и буду
самореализовываться.
Буду просто «убивать время».
Вижу в этом способ проведения досуга.
Хочу познать увлекательный и разнообразный мир
литературы
Хочу ориентироваться в молодёжной субкультуре.
Хочу найти действительно нужное мне увлечение.
Хочу развить лидерские качества.
Хочу вести здоровый образ жизни.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

24
25
26
27
28
29
30

27

Да

Нет

Индивидуальная карточка учёта
результатов интеллектуальных умений
Фамилия, имя ребёнка____________________________________
Возраст_________________________________________________
Название детского объединения_____________________________
Ф.И.О. педагога___________________________________________
Дата начала наблюдения____________________________________
№
п/п

Параметры результативности

Оценка (баллы)
1

Сосредоточенно работать над учебным
материалом более или менее интересным
2. Сосредоточенно работать, даже если твоя работа
не будет иметь успеха
3. Ответственно относиться к выполнению
различных поручений на занятии
4. Выполнять индивидуальные задания на занятии
5. Выполнять задания вне занятия, т.е. дома
6. Организовывать работу других на занятии
7. Помогать другим обучающимся по заданию
педагога
Общая сумма баллов:
Баллы:
1 – не умею
2 – умею иногда
3 – умею с чьей-то помощью
4 – умею, но в зависимости от сложности материала
5 – умею всегда
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 9 – 18 баллов
Средний уровень – 19 – 36 баллов
Высокий уровень – 36 – 45
1.

28

2

3

4

5

Индивидуальная карточка учёта
проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребёнка________________________________________
Возраст____________________________________________________
Название детского объединения________________________________
Ф.И.О. педагога_____________________________________________
Дата начала наблюдения______________________________________
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Параметры результативности

Участие в проведении праздников, концертов
Участие в конкурсах
Работа по образцу
Работа с внесением изменений
Работа над своим вариантом
Конструирование
Владение техникой
Придумывание композиций
Работа с внесением изменений в технологию или
конструкцию
Общая сумма баллов:
Баллы:
1 – не умею
2 – умею иногда
3 – умею с чьей-то помощью
4 – умею, но в зависимости от сложности материала
5 – умею всегда
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 9 – 18 баллов
Средний уровень – 19 – 36 баллов
Высокий уровень – 36 – 45

29

Оценка (баллы)
1
2
3
4 5

Анкета в помощь педагогу

Информационная карта освоения учащимися образовательной программы
Название программы, ее
длительность______________________________________
Фамилия, имя, отчество
педагога___________________________________________
Фамилия, имя
воспитанника______________________________________________
Год обучения по
программе______________________________________________

№

Параметры
результативности
освоения программы

Оценка педагогом результативности
освоения программы
1 балл
2 балла
3 балла
(низкий
(средний
(высокий
уровень)
уровень)
уровень)

Опыт освоения теории
Опыт освоения
2.
практической
деятельности
Опыт творческой
3.
деятельности
Опыт эмоционально4.
ценностных отношений
Опыт социально5.
значимой деятельности
Общая сумма баллов:
Обработка анкет и интерпретация результатов.
Оценка педагогом результативности освоения программы в целом (оценивается
по общей сумме баллов):
1-4 балла – программа в целом освоена на низком уровне;
5-10 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
11-15 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.
1.

30

Анкета, предлагаемая родителям в конце учебного года
Дорогие родители!
Заканчивается учебный год. Нам очень важно знать, как он прошел,
какой след оставил в душе Вашего ребенка, как Вы оцениваете нашу работу.
Ваши ответы на предложенные вопросы помогут нам в дальнейшем
сотрудничестве с Вами по воспитанию и образованию Вашего ребенка.
1. Довольны ли Вы содержанием программы, развивает ли она творческие

способности Вашего ребенка?
2. Какие дополнительные предметы (темы), по Вашему мнению, необходимо
включить в программу или исключить из нее?
3. Считаете ли Вы необходимым привлекать других специалистов по
данному направлению (возможно за дополнительную оплату)?
4. Использует ли Ваш ребенок полученные знания и умения в школе, в быту,
помогли ли они организовать свободное время ребенка и досуг?
5. На развитие каких качеств характера Вашего ребенка повлияли занятия в
коллективе?
6. Какие достижения ребенка Вас порадовали?
7. С желанием ли ходил Ваш ребенок на занятия, с каким настроением
возвращался после занятий домой?
8. Устает ли Ваш ребенок после занятий?
9. Приобрел ли ребенок, на Ваш взгляд, новых друзей в коллективе,
изменились ли его отношения с друзьями в школе?
10. Какие качества ценит Ваш ребенок в педагоге?
11.Считаете ли Вы, что полученные знания помогут Вашему ребенку в
выборе профессии? Удалось ли, на Ваш взгляд, Вашему ребенку решить
проблемы, о которых Вы сообщали нам в начале года?
Благодарим Вас за сотрудничество!

31

Приложение 2

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Диагностика – термин греческого происхождения (dia – между, сквозь,
через и gnosis – знание). Это «особый вид познания, находящийся между
научным знанием и опознанием единичного явления» (Н.К. Голубев, Б.П.
Битинас).
Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и
оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса,
дифференцированного подхода к учащимся, а также совершенствования
образовательных программ и методов педагогического воздействия.
Мониторинг – в переводе с английского означает постоянное слежение за
состоянием и результатами какой-либо деятельности или объекта путем сбора,
обработки и хранения оперативной информации.
Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, хранения,
обработки и распространения информации о деятельности педагогической
системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и
прогнозирование ее развития. (А.Н. Майоров) Метод – последовательность
приемов исследования, которая раскрывает путь познания изучаемого явления.
В педагогике различают следующие методы педагогического исследования:
наблюдение, анкетирование, эксперимент, тестирование, беседа, опрос,
социометрические методы, терминологические методы, контент-анализ.
Педагогическое наблюдение – это специально организованное педагогом
восприятие педагогических явлений в естественных условиях. Можно
наблюдать протекание различных дел, ситуаций, возникающих в
образовательном процессе. Так как педагог сам является участником и
организатором педагогического процесса, то данный метод будет называться
включенным наблюдением.
Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с
вопросом к определенной группе людей. Могут быть устные, письменные.
Беседа – один из видов опроса, диалог по заранее разработанной
программе (план, разработанный заранее и предполагающий определенные
ответы). Интервью – диалог по заранее разработанным вопросам.
Анкетирование – один из видов письменного опроса. Продуктивный и
гибкий метод получения информации.
Тест – специальные задания, которые вызывают у респондента 7
прогнозируемое или стандартизированное поведение или решение задач.
Существуют различные классификации тестов: по цели, по форме, по
содержанию.
Результат – это любой итог деятельности. Он может быть, как
положительным, так и отрицательным.
Результативность – это качественная характеристика полученного
результата с точки зрения достижения поставленной цели.
Компетентность – приобретаемое в результате обучения новое качество,
связанное со способностью на основе знаний, умений, опыта, ценностных
ориентаций решать жизненно важные проблемы и задачи.
32

Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной
программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка ______________________________________
Возраст_________________________________________________
Вид и название детского объединения
__________________________________________________________
Ф. И. О. педагога
__________________________________________________________
Дата начала наблюдения _____________________________________
Первый
Второй
Третий
Сроки диагностики
год обучения
год
год обучения
Показатели
обучения
Конец I Коне Коне Коне Конец I Коне
полугод
ц
цI
ц
полугод
ц
ия
уч.
полу
уч.
ия
уч.
года годи года
года
я
1. Теоретическая
подготовка ребенка:
1. Теоретические
знания:
а)
б)
в) и т.д.
1.2.Владение специальной
терминологией
1. Практическая
подготовка ребенка
2.1. Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой: а) б) в
) и т.д.
2.2.Владение специальным
оборудованием и
оснащением
2.3. Творческие навыки
1. Общеучебные
умения и навыки
3.1. Учебноинтеллектуальные умения:
а) умение подбирать и
анализировать специальную
33

литературу
б) умение пользоваться
компьютерными
источниками информации
в) умение осуществлять
учебно-исследовательскую
работу
3.2. Учебнокоммуникативные умения:
а) умение слушать и
слышать педагога
б) умение выступать перед
аудиторией
в) умение вести полемику,
участвовать в дискуссии
3.3. Учебноорганизационные умения и
навыки:
а) умение организовать свое
рабочее (учебное) место
б) навыки соблюдения в
процессе деятельности
правил безопасности
в) умение аккуратно
выполнять работу
1. Предметные
достижения
обучающегося:
 На уровне детского
объединения (кружка,
студии, секции)
 На уровне
образовательного
учреждения
 На уровне района,
города
 На республиканском,
международном
уровне

34

Динамика результатов объединения
« _______________________
»
Педагог доп. образования:
За Январь-Май 2024 год

уровень
Учрежденческий
уровень
(участники)
Коллективные,
командные работы
кол-во команд
кол-во призовых мест
Муниципальный
уровень
призёры
(участники)
Коллективные ,
командные работы
кол-во команд
кол-во призовых мест
Межрайонный уровень
(участники )
Коллективные,
командные работы
кол-во команд
кол-во призовых мест
Областной уровень
(участников)
Коллективные,
командные работы
кол-во команд
кол-во призовых мест
Всероссийский
уровень
(участников)
Коллективные,
командные работы
кол-во команд
кол-во призовых мест

июль-декабрь
20__
1 место
2 место
3 место
1 место
2 место
3 место

20__
январь- июнь
1 место
2 место
3 место
1 место
2 место
3 место

1 место
2 место
3 место

1 место
2 место
3 место

1 место
2 место
3 место

1 место
2 место
3 место

1 место
2 место
3 место

1 место
2 место
3 место

1 место
2 место
3 место

1 место
2 место
3 место

1 место
2 место
3 место

1 место
2 место
3 место

1 место
2 место
3 место

1 место
2 место
3 место

1 место
2 место
3 место

1 место
2 место
3 место

35

динамика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».