Коррекционный курс. Логопедические занятия

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Мокро-Ельмутянская ООШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические и психокоррекционные)". Логопедические занятия.
для обучающихся 2 класса

х. Мокрая Ельмута 2025-2026

I.

Пояснительная записка

Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон
речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной
речи.
Основными направлениями логопедической работы является: диагностика и коррекция
звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение
и уточнение);
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры
речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие
коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической
речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого
опыта);
коррекция нарушений чтения и письма; расширение представлений об окружающей
действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и других познавательных
процессов).
Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических
пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом
имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР.
Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет
последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения
обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать
коммуникативную компетентность. При составлении планирования необходимо сочетать
последовательность и цикличность усвоения речеязыкового материала обучающимися.
Многократное воспроизведение детьми усвоенных операций и действий способствует
формированию у них стойких навыков и умений. Это в свою очередь способствует
преодолению трудностей устного общения, созданию предпосылок письменного общения,
преодолению трудностей обучения русскому языку.
При планировании тем логопедических занятий необходимо учитывать содержание
программного материала по предметам Русский язык и Чтение, что способствует лучшему
усвоению этих предметов.
У большинства обучающихся ко второму классу под влиянием систематической
логопедической работы наблюдается положительная динамика в общем речевом развитии.

Улучшается состояние импрессивной речи; второклассники приобретают навыки понимания
как отдельных высказываний, так и содержания небольших по объему текстов описательного
или событийного характера, могут отвечать на вопросы по его содержанию. В экспрессивной
речи у большинства детей улучшается состояние произносительной стороны речи:
преодолеваются полиморфные нарушения звукопроизношения, недостатки звукослоговой
структуры слов, это связано в частности и с улучшением навыков фонематического восприятия
и различения фонема, слухового контроля за звучащей речью. отдельных слов, тонких оттенков
речи.
В лексико-грамматической стороне речи отмечается увеличение словаря основных частей речи
(существительных, глаголов, прилагательных), второклассники чаще и точнее используют в
своих высказывания обобщающие понятия житейского характера (посуда, одежда и пр.) могут
конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы; В грамматической
стороне речи уменьшается количество грубых аграмматизмов (ошибок согласования слов в
роде, числе падеже, согласования глаголов), дети адекватнее употреблять некоторые
суффиксальные модели словообразования (образование существительных от глаголов,
притяжательных прилагательных от существительных);
В связной речи обучающиеся приобретают определенные диалогические умения: могут
обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически правильными высказываниями
(вопросами, просьбами), используют основные формулы речевого этикета в диалоге; в
монологической речи дети составляют связное высказывание в виде пересказа текста и рассказа
с опорой на картинки.
В тоже время речи в устной речи обучающихся сохраняются типичные недостатки, прежде
всего лексико-грамматического характера и затруднения в продуцировании собственных
монологических высказываний. Поэтому во втором классе содержание логопедической работы
должно быть прежде всего ориентировано на коррекцию этих недостатков и формирование
разных видов монологической речи как основы учебного выказывания.
Работа над лексикой и грамматикой устной речи проводится как на уровне предложения, так и
на уровне текста. Эти языковые единицы изучаются как по программе русского языка, так на
логопедических занятиях.
Таким образом, логопед и учитель отрабатывают с обучающимися навыки построения
грамматически правильных и лексически разнообразных и точных предложений, а затем
текстов. Кроме того, необходимо учитывать типичное для большинства детей с задержкой
психического развития недоразвитие фонематических процессов (трудности различения
акустически близких по звучанию фонем, затруднения в осуществлении сложных форм
звукового анализа и синтеза).

Такие недостатки фонематической стороны речи становятся причиной стойких ошибок в
письме, второклассники пропускают гласные и согласные буквы в словах, искажают звуковой
состав слова, не осваивают правила смягчения согласных и пр. Следовательно, в процессе
логопедических занятий во втором классе предусматривается продолжение систематической
работы по формированию и закреплению навыков звукового анализа и синтеза,
фонематического различения.
Это особенно важно для профилактики и преодоления акустических ошибок в письме,
прочного усвоения ряда орфограмм второго класса, изучаемых на уроках русского языка
(правописание мягкого знака на конце и в середине слова, правописание глухих согласных на
конце слова).
Следовательно, второе важное направление логопедической работы с обучающимися второго
класса профилактика ошибок письма и чтения, обусловленных несформированностью
фонемного распознания.
Курс «Логопедические занятия» состоит из нескольких модулей. Первые два модуля в первом
полугодии направлены на преодоление трудностей в овладении и формировании процессов
письма и чтения. Занятия этих модулей посещают все учащиеся класса.
В первом полугодии второго класса учитель-логопед проводит занятия по развитию
фонематических процессов, формированию навыков звукослогового анализа и синтеза,
развитию и коррекции лексико-грамматической стороны речи и связной речи. Темы
предложенных модулей связаны с программой русского языка. Периодичность групповых
занятий с детьми 2 раза в неделю.
Со второго полугодия осуществляется коррекционная работа, которая состоит из основного
(обязательного для всех обучающихся) модуля по развитию лексикограмматической стороны
речи и связной устной и письменной речи и модулей (с учетом трудностей учащихся) по
коррекции нарушений чтения и письма с учетом вида дисграфии и дислексии. В связи с этим
количество часов логопедической коррекции в учебном плане может возрасти. Учитель-логопед
проводит один час по единому обязательному коррекционному модулю. А два часа в неделю
отводит на коррекцию специфических ошибок письма, дифференцируя детей на группы по
сходным трудностям.
Периодичность коррекционных логопедических занятий в первом полугодии составляет 2 раза
в неделю. На коррекционные занятия выделяется 3 часа в неделю. Один час выделяется на
развитие лексико-грамматической стороны и развитие связной речи. Остальные два часа
выделены на коррекцию недостатков письма и чтения в зависимости от трудностей ребенка.
Учитель-логопед самостоятельно определяет, по какому модулю он будет работать с группой
учащихся.

В соответствии с ПрАООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться
Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР,
определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно
соотносить с перечисленными в ПрАООП разделами.
Содержание курса «Логопедические занятия» состоит преимущественно из разделов,
направленных на диагностику, профилактику и коррекцию нарушений формирования процесса
чтения и письма, что достигается работой над языковым анализом и синтезом, а также звукослоговым и звуко-буквенным составом слова с повышенным вниманием к дифференциации
звуков и сходных по написанию букв, над слоговой структурой слова, выделением ударных и
безударных слогов. Помимо групповой коррекционной работы для данной категории детей
должны быть предусмотрены индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия, на
которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса
артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений
звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии,
ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность
установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль за качеством
звучащей речи, скорригировать некоторые не желательные личностные и познавательные
особенности учащегося. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью
нарушения

речевого

развития.

Коррекция

недостатков

звукопроизношения

требует

индивидуальной работы на этапах постановки и автоматизации звуков в слогах и односложных
словах.
Остальная работа по коррекции недостатков звукопроизношения (подготовительный этап,
автоматизация в словах разной слоговой структуры, предложениях и этап дифференциации)
может осуществляться в подгруппах.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы и отработка
правильного звукопроизношения в различных ситуациях общения. На этих занятиях
обучающиеся должны научиться оценивать качество своих речевых высказываний и
сверстников.
Состав подгрупп меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений
обучающихся в коррекции недостатков звукопроизношения. По мере устранения дефектов
звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Она осуществляется при

обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику с учетом его психофизических
особенностей, выраженности речевого нарушения и степени отработанности каждого звука.
Индивидуализация коррекционного обучения должна находить отражение в планировании
каждого занятия.
Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит по тем же темам, что и в первом
классе, но знания обучающихся значительно расширяются за счет представлений об
окружающей действительности и преодолением недостатков познавательной деятельности.
Работа по уточнению значений слов осуществляется в рамках выделенных лексических тем,
особое внимание уделяется переводу слов из пассивного словаря в активный. Значительно
расширяется глагольный словарь и словарь прилагательных. На логопедических занятиях
закрепляется, обобщается система знаний по данным темам, на основе чего расширяется
система словесных понятий, особенно существительных, обозначающих родовые понятия.
Необходимо проводить работу по дифференциации значений существительных, глаголов и
прилагательных, близких по лексическому значению или функциональным признакам внутри
каждой темы.
Проводится большая работа по развитию лексической системности, формированию
семантических полей. Развитие мыслительных операций происходит за счет использования
метафорических выражений, через обучение умению учитывать контекст предложений для
понимания омонимов, обогащение словаря обучающихся синонимами и антонимами. Развитие
и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в процессе составления
словосочетаний, предложений и порождения связного высказывания (пересказ рассказ на
заданную тему, свободное высказывание).
Осуществляется поэтапное овладение правилами словоизменения и словообразования
существительных, прилагательных и глаголов. Уточняется значение предлогов и возможности
их использования. Большое внимание уделяется конструированию словосочетаний и
предложений.
Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи является
важным направлением

работы.

При обучении

диалогу необходимо моделирование

коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений: ответно-вопросных
(научить обучающихся ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника и т.д.),
инициативных для оречевления наглядной ситуации. Коррекционную роль играет и учебная
беседа.
Развивая монологическую речь, необходимо подбирать упражнения, предусматривающие
постепенное увеличение объема речевого материала и его усложнение по двум линиям: вопервых, должен быть предусмотрен переход от менее распространенных фраз к более

распространенным; во-вторых – от изложения небольшого количества эпизодов к постепенному
их увеличению с выражением разнообразных логических связей.
Начинать необходимо с опоры на наглядную ситуацию, затем на предшествующий опыт, а
дальше – к самостоятельным высказываниям, учитывающим контекст ситуации. Коррекция
недостатков процесса письма и чтения осуществляется на групповых занятиях с 15 сентября по
15 мая.
Осуществляется работа по формированию навыков фонематического анализа и синтеза,
навыков звукобуквенного анализа и синтеза, а также навыков слогового и языкового анализа и
синтеза. Уточняются представления о различных типах связи в словосочетаниях и
предложениях. Развиваются пространственно-временные ориентировки, зрительное и слуховое
восприятие, а также уточняется и расширяется объем зрительной памяти на материале
предметов, геометрических фигур и букв. Дифференциация звуков и букв по акустическому и
кинетическому сходству.
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок на письме и при чтении
проводится на уровне звука и буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. На
занятиях формируется навык чтения целыми словами, отрабатывается понимание прочитанного.
Большое внимание уделять чтению слов со стечением согласных и слов сложной слоговой
структуры.
Расширение представлений об окружающей действительности осуществляется на всех
коррекционных занятиях за счет обогащения словарного запаса, развития связного устного и
письменного высказывания. Развитие познавательной сферы. На логопедических занятиях
необходимо широко использовать приемы активизации произвольного внимания: сюрпризные
моменты, игровые ситуации, введение в занятие элементов соревнования, использование
поощрения и уточняющих вопросов. Инструкции к заданиям следует давать понятные и
простые.
При запоминании учебного материала необходимо использовать активное действие с
материалом, осмысливание и осознание содержащих в нем фактов. При запоминании материала
учить детей разбивать его на смысловые части и коротко их называть. На занятиях следует учить
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и в предложениях, текстах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Логопедические
занятия» для 2-го класса оцениваются по следующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
 уважительном отношение к русскому языку. Освоение социальной роли ученика проявляется
в:

 способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного материала; 
проявлении самостоятельности при выполнении заданий, подготовке учебных принадлежностей
к занятиям;
 проявлении ответственного поведения (подготовка к занятию, трансляция заданий учителялогопеда дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований);
 стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий).
Сформированность речевых умений проявляется в:
 способности использовать грамматически правильные связные высказывания для решения
познавательных задач;
 способности использовать чтение и письмо для реализации коммуникации;
 возможности аргументировать свои решения, пересказывать учебные тексты, составлять
описательные и повествовательные рассказы, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях.
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
 способности невербально проявлять вежливость (улыбка при встрече, обращении);
 правильном использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
 уважительном отношении к мнению других учеников, педагога;
 умении делать правильный выбор на основе представлений о нравственных нормах и
справедливости;
 умении соблюдать нормы поведения на занятиях.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
 умении замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях (составление
текстов-описаний);
 способности к восприятию красоты слова, художественной ценности литературных
произведений;
 активном стремлении слушать книги, участвовать в обсуждении прочитанных произведений;
 умении рассматривать и оценивать картины известных художников, определять настроение
автора, составлять предложения, рассказы, используя оценочную и эмоциональную лексику.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
 умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью, согласованно выполняя
необходимые действия, не разрушая общего замысла;
 умении проявлять внимание к настроению партнера по общению;
 умении справедливо распределять обязанности (подготовка к занятию, дежурство, групповое
выполнение задания);
 умении уважительно относиться к чужому мнению (проявление внимания к чужому мнению);

 умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и затруднения;
 умении сдерживать неодобряемые инфантильные поведенческие проявления (ябедничать,
обзываться, громко плакать);
 способности уходить от конфликта.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного
отношения к нему проявляется в:
 знании названий различных природных явлений, растений, зверей, птиц, насекомых,
профессий, городов;
 интересе к знаниям о природе и человеке (стремление наблюдать, находить дополнительную
информацию познавательного характера).
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях проявляется в:
 осознании своих эмоций (радуюсь, интересно, сержусь, расстроен и т.п.); состояния (плохо
себя чувствую, устал, скучно и пр.), затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо
видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
 способности понимать и адекватно реагировать на успех и неуспех в учебной деятельности; 
способности анализировать причины успехов и неудач;
 способности разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога.
 способности запрашивать помощь педагога в затруднительных ситуациях;
 умении использовать визуальную подсказку при затруднениях в заданиях.
Метапредметные результаты освоения курса «Логопедические занятия» для 2-го класса
включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
 способности принимать и сохранять цели и задачи решения учебных задач;
 умении составлять тексты в устной и письменной формах в соответствии с поставленными
задачами;
 использовании элементарных знаково-символических средств для организации своих
познавательных процессов (символические обозначения букв, слогов, слов, предложений,
частей текста и т.п.);

 умении преобразовывать текстовую информацию в табличную, умении использовать
обобщенную информацию при выполнении заданий;
 умении понимать схематичное оформление алгоритма учебного действия и следовать ему;
 способности смыслового чтения текстов, т.е. понимать прочитанное и отвечать на вопросы по
содержанию текста;
 овладении начальными сведениями о сущности и особенностях языковых норм и правил.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
 способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;  способности
выполнять инструкции и требования педагога, соблюдать основные требования к организации
учебной деятельности;
 способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
 способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и
замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:
 готовности слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
 адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
 умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач,
договариваться о распределении функций.
Предметные результаты освоения курса «Логопедические занятия» для 2- го класса.
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального
компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет
ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия».
Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые логопед пытается достичь.
Желательны следующие результаты логопедической работы. В области звуковой стороны речи:
 сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
 уточнены представления об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
 выработано умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков
русского языка во всех ситуациях общения; В области фонематических процессов:
 сформированы умения различения звуков на слух (неречевых-речевых, звонких-глухих,
твёрдых-мягких);
 сформированы умения подбора слов на заданный звук и определения наличия звука в слове. В
области лексической стороны речи:

 уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках, выработаны умения в
подборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
 сформированы умения давать понятийные определения простым словам;
 актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов, понятия об
омонимах; сформированы навыки
 использования слов с обобщающим значением. В области звуко-слогового и звуко-буквенного
анализа и синтеза:
 сформированы представления о гласных и согласных звуках, навыки различения звуков по
артикуляции, опознания письменных и печатных букв;
 сформированы представления о звонкости и глухости и твердости и мягкости согласных
звуков и о способах обозначения мягкости согласных на письме;
 сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах,
слогообразующем значении гласных звуков;
 выработан навык составления графических схем слов. В области грамматического строя речи:
 сформировано понимание интонационных характеристик предложения;
 сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов;
 сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения по опорным
словам;
 сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные
словосочетания, предложения;
 сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
 уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных частей речи;
 сформировано умение использования предлогов в словосочетании и предложении. В области
связной речи:
 сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;


сформировано

умение

определения

главной

мысли

текста

и

восстановления

последовательности предложений в тексте;
 составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с опорой на
наглядность и без нее;
 сформированы умения ведения диалогов;
 совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота используемых
предложений,

точность

в определении

выразительность).
В области письменной речи:

слов,

четкость

артикуляции,

интонационная

 сформирован навык обозначения на письме мягкости согласных звуков мягким знаком (ь) и
гласными второго ряда;
 сформировано умение различать имена существительные, глаголы, имена прилагательные и
выделяет их на письме;
 сформирован навык списывания слова и предложения с печатного и рукописного текста,
осуществления проверки;
 пишет под диктовку слова, словосочетания, предложения и тексты и проверяет правильность
написанного;
 умеет употреблять заглавную букву в начале предложения и в зависимости от интонации
ставит в его конце точку, восклицательный или вопросительный знак;
 сформировано умение составлять предложения из данных слов и на заданную тему;
 сформировано умение определять тему текста, выделять его части, придумывать заголовок; 
сформировано умение работать с деформированными текстами;
 сформирован навык послогового чтения и чтения целыми словами простых слов; 
сформирован навык понимания прочитанного;
 сформирован навык осуществления самокоррекции ошибок при чтении.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в соответствии с
АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной
образовательной программы.

Календарно-тематическое планирование
№

Тема занятия

I.
1.

Содержание работы

Диагностический этап

Обследование состояния речи и
неречевых функций. Выявление
структуры и механизмов речевых
в начале учебного нарушений. Заполнение речевых
карт. Определение направлений
года.
коррекционной работы.
Материалы и пособия: бланки
речевых карт, бланки опроса,
карточки, предметные картинки.
Тип урока: уроки контрольного
учета ЗУН на начало учебного года.
II.
Коррекционно-логопедический этап
Логопедическое
обследование

Кол-во
часов
по
плану
2
2

I. Раздел: Речь. Предложение. Слово.
1.

Речь.
Предложение.
Слово.

2.

Предлог.

Повторение и обобщение знаний о
понятиях:
речь,
предложение,
слово.
Составление
схемы
предложения. Составление простых
и распространенных предложений
по картине, по опорным словам, по
схеме.
Повествовательная,
вопросительная, восклицательная
интонация в предложении.
Артикуляционная гимнастика.
Коррекция дефектов
звукопроизношения. Качественно и
количественно обогащать
словарный запас. Учить строить
связное высказывание.
Материалы и пособия: предметные
картинки и презентация по теме.
Тип урока: Комбинированный урок
Употребление в речи служебной
части речи - слов-помощников –
предлогов. Обозначение предлога в
схеме предложения, Составление
схем предложений из 4-5 слов на
основе тематических иллюстраций.
Артикуляционная гимнастика.
Коррекция дефектов
звукопроизношения.

2

2

Кол-во
часов по
факту

Качественно и количественно
обогащать словарный запас. Учить
строить связное высказывание.
Учить пересказу по опорным
иллюстрациям, последовательно
отражающих содержание
произведения.
Материалы и пособия:
тематические иллюстрации, схемы
слов для составления схем
предложений, карточки-словапредлоги, ИКТ.
Тип урока: комбинированный урок.

II Раздел: Звуки речи и буквы.
1.

Понятие
о звуке.
Гласные
и согласные
звуки.
Слог.

2.

Гласные.
Роль гласных 1 и
2 рядов при
обозначении
твёрдости и
мягкости
согласных на
письме.

Артикуляционная
гимнастика.
Коррекция
дефектов
звукопроизношения.
Повторение: речевые и неречевые
звуки.
Характеристика
всех
речевых звуков и их артикуляция.
Понятие о гласных и согласных
звуках.
Образование
слога.
Ударный и безударные слоги.
Качественно и количественно
обогащать словарный запас. Учить
строить связное высказывание.
Учить пересказу по опорным
иллюстрациям, последовательно
отражающих содержание
произведения.Материалы и
пособия:Карточки с заданиями,
Основа для звукобуквенного
анализа, символы гласных и
согласных звуков, буквы, ИКТ. Тип
урока: Комбинированные уроки.
Артикуляционная
гимнастика.
Коррекция
дефектов
звукопроизношения.
Выделение
гласных звуков в слогах, словах,
словосочетаниях,
предложениях,
тексте. Гласных звуки и буквы I
ряда: [а], [у], [о], [ы]. Роль гласных I
ряда.Гласные второго ряда: я-[jа], ё[jo], е-[jэ], ю-[jy]. Роль гласных II
ряда при смягчении согласных.
Закреплять умение различать и
определять твёрдые и мягкие
согласные,
выделять
и
дифференцировать гласные 1 и 2
ряда.Йотированные
гласные
в
начале
слова.Слогообразующая

2

3

3.

4.

роль гласных. Выделение ударной
гласной, ударного слога в словах.
Работа
над
ритмическим
оформлением слова. Выделение
безударных гласных в словах.
Закрепление
знаний
орфографии.Качественно
и
количественно
обогащать
словарный запас. Учить строить
связное
высказывание.
Учить
пересказу по опорным вопросам,
словам,
словосочетаниям
и
картинкам.Материалы и пособия:
Карточки с заданиями, Основа для
звукобуквенного анализа, символы
гласных и согласных звуков, буквы,
элементы письменных и печатных
букв. Таблицы слогов, ИКТ.
Тип урока: Комбинированный урок.
Закрепление ЗУН Закреплять умение различать и
определять твёрдые и мягкие
по теме:
согласные, выделять и
дифференцировать гласные 1 и 2
Твёрдость и
ряда, навыки слогового анализа и
мягкость
синтеза слова, развивать речевое
согласных звуков дыхание, мелкую моторику пальцев
рук, фонематический слух,
с помощью
внимание, память, мышление,
гласных 1 и 2
профилактика нарушения зрения,
формировать умения
ряда.
самостоятельно оценивать
результаты своей деятельности,
воспитывать интерес к
логопедическим занятиям.Тип
урока: закрепления и обобщения.
Артикуляционная гимнастика.
Обозначение
Коррекция дефектов
мягкости
звукопроизношения.
согласных
при Знакомство с мягким знаком как
одним из способов обозначения
помощи мягкого
мягкости согласных на письме.
Правописание слов с мягким знаком
знака.
на конце слова. Мягкий знак на
конце числительных.
Правописание слов с мягким знаком
в середине слова. Мягкий знак в
середине слова после согласного.
Преобразование слов: пень-пеньки,
день – деньки, огонь – огоньки.
Упражнение со словами с
пропущенными буквами.

2

2

5

Разделительный
мягкий знак.

6

Раздельный
твёрдый знак.

Закреплять знания о «ь» и его роли
в словах; учить дифференцировать
слова с разделительным «ь» и «ь» в
функции смягчения, учить работать
со схемами слов, формировать
навыки словоизменения. Деление
слова на слоги. Правила переноса
слова.Качественно и количественно
обогащать словарный запас. Учить
строить связное высказывание.
Учить пересказу по опорным
вопросам, словам, словосочетаниям
и картинкам. Учить пересказу по
цепочке.Материалы и пособия:
Предметные и сюжетные картинки,
кроссворды, карточки для
звукобуквенного анализа, ИКТ.
Тип урока: комбинированные
уроки.
Артикуляционная гимнастика.
Коррекция дефектов
звукопроизношения.
Разделительная функция мягкого
знака. Правописание слов с
разделительным мягким знаком.
Развитие навыка фонематического
анализа и синтеза. Учить
дифференцировать слова с мягким
знаком на конце и слова с мягким
знаком в середине слова, учить
дифференцировать слова с
разделительным мягким знаком и
мягким знаком в функции
смягчения, развивать
фонематическое восприятие.
Качественно и количественно
обогащать словарный запас. Учить
строить связное высказывание.
Учить пересказу по опорным
вопросам, словам, словосочетаниям
и картинкам. Учить пересказу
фрагмента. (выборный пересказ).
Материалы и пособия:
Предметные и сюжетные картинки,
кроссворды, карточки для
звукобуквенного анализа, ИКТ.
Тип урока: комбинированные
уроки.
Артикуляционная
гимнастика.
Коррекция
дефектов
звукопроизношения.
Функция
твердого
знака.

2

2

7.

Закрепление по
теме:
Разделительные
Ь и Ъ знаки.

8

Закрепление:
Обозначение
твёрдости и
мягкости
согласных звуков
на письме.

Произнесение слоговых пар: се-съе
и
т.п.
Чтение приставочных
глаголов (подъехал, съехал и т.п.).
Качественно
и
количественно
обогащать словарный запас. Учить
строить связное высказывание.
Учить пересказу по опорным
вопросам, словам, словосочетаниям
и картинкам. Учить пересказу
фрагмента. (выборный пересказ).
Составление
предложений
по
опорным словам и объединение их
в рассказ.Материалы и пособия:
Предметные и сюжетные картинки,
кроссворды,
карточки
для
звукобуквенного анализа, ИКТ.
Тип урока: комбинированные
уроки.
Разделительная функция мягкого и
твердого знаков. Правописание
слов с разделительным мягким и
разделительным твердым знаками.
Закрепление навыка
фонематического анализа и синтеза.
Учить дифференцировать слова с
разделительным мягким знаком и
разделительным твердым знаком.
Материалы и пособия:
Материалы для урока-викторины:
презентация,
раздаточный
материал, ИКТ.
Тип урока: Урок закрепления ЗУН.
Закреплять умение производить
дифференциацию твёрдых и мягких
согласных звуков, обозначаемых с
помощью гласных букв и «ь»,
развивать
слуховое
внимание,
кратковременную
память,
мышление, воспитывать умение
играть по правилам. Деление слова
на слоги. Учить строить связное
высказывание. Учить пересказу по
опорным
вопросам,
словам,
словосочетаниям
и
картинкам.
Учить
пересказу
фрагмента.
(выборный пересказ). Материалы и
пособия:Материалы для урокавикторины:презентация,
раздаточный материал, ИКТ. Тип
урока:
Урок
закрепления
и
комплексного применения ЗУН.

2

3

9

Дифференциация
букв по
оптическому
сходству.

10

Дифференциация
парных
согласных звуков.
[п-б], [п’-б’]

11

Дифференциация
парных
согласных звуков:
[в-ф], [в’-ф’]

Дифференциация букв для
профилактики оптической
дисграфии: о-а \ и, у, ы \ н-и \ И-Ш,
и-ш \ И-Й, и-й \ И-Ц, и-ц \ Е-З \ ЕЁ, е-ё \ Е-Э, е-э \ С-Э, с-э, с-е
Упражнения для дифференциации
оптически схожих букв для
профилактики оптической
дисграфии. Развивать оптикопространственные представления и
ориентирование. Тип урока:
Комбинированный урок
Артикуляционная гимнастика.
Коррекция дефектов
звукопроизношения. Закреплять
знания о звуках [п-б], [п’-б’], учить
дифференцировать согласные [п-б],
[п’-б’] изолированно, в слогах и
словах. Уточнять понятие – звонкие
согласные звуки.
Упражнения для профилактики
акустической дисграфии.
Понятие "один-много",
единственное-множественное
число. Образование
уменьшительно-ласкательных слов.
Правописание парной согласной в
корне слова. Упражнения для
профилактики аграмматизмов.
Материалы и пособия: схемы
предложения, сюжетные картинки,
предметные картинки, ИКТ.
Тип урока: Комбинированный урок
Артикуляционная гимнастика.
Коррекция дефектов
звукопроизношения.
Закреплять знания о звуках [в-ф],
[в’-ф’], учить дифференцировать [вф], [в’-ф’] изолированно, в слогах и
словах, в предложениях.
Выделение звуков из состава слова.
Звуко-слоговой анализ слов.
Дифференциация звуков по
твердости-мягкости. Уточнять
понятие – звонкие согласные звуки.
Упражнения для профилактики
акустической дисграфии.
Понятие "один-много",
единственное-множественное
число. Образование
уменьшительно-ласкательных слов.
Правописание парной согласной в

2

2

2

12

Дифференциация
парных
согласных звуков:
[г-к], [г’-к’]

13

Дифференциация
парных
согласных звуков:
[д-т], [д’-т’]

14

Дифференциация
парных
согласных звуков:
[з-с], [з’-с’]

корне слова. Упражнения для
профилактики аграмматизмов.
Материалы и пособия: схемы
предложения, сюжетные картинки,
предметные картинки, ИКТ.
Тип урока: Комбинированный урок
Артикуляционная гимнастика.
Коррекция дефектов
звукопроизношения.
Закреплять знания о звуках [г-к],
[г’-к’], учить дифференцировать [гк], [г’-к’] изолированно, в слогах и
словах, словосочетаниях ,
предложениях.Выделение звуков из
состава слова. Звуко-слоговой
анализ слов. Дифференциация
звуков по твердости-мягкости.
Уточнять понятие – звонкие
согласные звуки.Упражнения для
профилактики акустической
дисграфии. Тип урока:
Комбинированный урок
Артикуляционная гимнастика.
Коррекция дефектов
звукопроизношения.
Закреплять знания о звуках [д-т],
[д’-т’], учить дифференцироват [дт], [д’-т’] в словосочетаниях,
предложении и тексте, обогащать
словарь. Выделение звуков из
состава слова. Звуко-слоговой
анализ слов. Дифференциация
звуков по твердости-мягкости.
Уточнять понятие – звонкие
согласные звуки.
Упражнения для профилактики
акустической дисграфии. Тип
урока: Комбинированный урок
Формировать навыки работы с
деформированным текстом, работы
на уровне словосочетания. Тип
урока: Комбинированный урок
Артикуляционная гимнастика.
Коррекция дефектов
звукопроизношения.
Выделение звуков [з-с], [з’-с’] из
состава слова. Звуко-слоговой
анализ слов. Дифференциация
звуков по твердости-мягкости.
Уточнять понятие – звонкие
согласные звуки. Упражнения для
профилактики акустической

2

2

2

15

Дифференциация
парных
согласных звуков:
[ж-ш]

16

Дифференциация
парных
согласных звуков.
Обобщающие
занятие.

17

Непарные
согласные звуки.

дисграфии. Тип урока:
Комбинированный урок
Артикуляционная гимнастика.
Коррекция дефектов
звукопроизношения.
Выделение звуков [ж-ш] из состава
слова. Звуко-слоговой анализ слов.
Дифференциация звуков по
твердости-мягкости. Уточнять
понятие – звонкие согласные звуки.
Упражнения для профилактики
акустической дисграфии. Тип
урока: Комбинированный урок
Артикуляционная гимнастика.
Коррекция дефектов
звукопроизношения.
Дифференциация парных
согласных: [в-ф]- [в’-ф’], [п-б]-[п’б’], [д-т]- [д’-т’], [с-з], [с’-з’], [к-г],
[к’-г’], [ш-ж]
Дифференциация звуков по
твердости-мягкости.
Уточнять понятие – звонкие
согласные звуки.
Упражнения для профилактики
акустической дисграфии.
Закрепление умения
характеризовать звук. Понятие
"один-много", единственноемножественное число.
Закрепление умения образования
уменьшительно-ласкательных слов.
Закрепление правописания парной
согласной в корне слова.
Упражнения для профилактики
аграмматизмов.
Дифференциация звуков по
твердости-мягкости в словах, в
предложениях. Определение
парных звуков в тексте.
Материалы и пособия: схемы
предложения, сюжетные картинки,
предметные картинки, ИКТ.
Тип урока: Закрепления и
обобщения
Артикуляционная гимнастика.
Коррекция дефектов
звукопроизношения.
Понятие о согласном звуке.
Дифференциация гласных и
согласных звуков. Дифференциация
звуков: [Н’-Н], [Л'-Л], [М’,М], [Р'-

2

2

3

18

Дифференциация
согласных по
акустическому
сходству.

19

Дифференциация
букв по
оптическому
сходству.

Р], [Ч'], [Ц], [Щ']
Чтение ряда букв, ряда слогов с
участием изученных букв, чтение
слов. Развитие звукового анализа и
синтеза. Определение места
изучаемых букв и звуков в слове.
Формирование умения
характеризовать звук. Качественно
и количественно обогащать
словарный запас. Учить строить
связное высказывание. Учить
пересказу по опорным вопросам,
словам, словосочетаниям и
картинкам. Развивать способность
к речевому самоконтролю.
Материалы и пособия: схемы
предложения, сюжетные картинки,
предметные картинки, ИКТ. Тип
урока: Комбинированный урок
Артикуляционная гимнастика.
Коррекция дефектов
звукопроизношения.
Дифференциация согласных: [с-ш],
[к-х], [к'-х'], [з-ж], [с-ц], [ч’-т'], [ч’щ’], [ч’-ш], [л-р], [л'-р'],
Уточнять понятия глухие - звонкие
согласные звуки. Развивать навыки
фонематического восприятия,
звукового анализа и синтеза.
Артикуляционная гимнастика.
Коррекция дефектов
звукопроизношения.
Дифференциация звуков твердости
и мягкости. Развивать навыки
работы со словами-паронимами.
Чтение ряда букв, ряда слогов с
участием изученных букв, чтение
слов. Тренировать в составлении
рассказа по плану. Материалы и
пособия: схемы для звукобуквенного разбора, схемы
предложения, сюжетные картинки,
предметные картинки, ИКТ.
Тип урока: Комбинированный урок
Артикуляционная
гимнастика.
Коррекция
дефектов
звукопроизношения.
Дифференциация
букв
для
профилактики
оптической
дисграфии: К-Н, к-н \ П-Т, п-т \ ЛМ, л-м \ б-д \ Ц-Щ, ц-щ \ Ш-Щ,
ш-щ

3

2

20

Обобщение
знаний о гласных
и согласных
звуках.

Упражнения для дифференциации
оптически схожих букв для
профилактики оптической
дисграфии. Развивать оптикопространственные представления и
ориентирование.
Качественно и количественно
обогащать словарный запас. Словапаронимы. Учить строить связное
высказывание. Развивать
способность к речевому
самоконтролю. Составление
рассказов по серии картин
(состоящей из 2, 3 и 4 картинок).
Материалы и пособия: контуры
букв из песка, элементы букв,
модели букв, кроссворды, палочки
для моделирования букв, схемы для
звуко-буквенного разбора, схемы
предложения, сюжетные картинки,
предметные картинки, каточки с
изображением букв в
"зашумленных условиях", ИКТ.
Тип урока: Комбинированный урок
Артикуляционная гимнастика.
Коррекция дефектов
звукопроизношения.
Дифференциация согласных звуков.
Соотнесение звуков с буквами.
Дифференциация согласных парных
согласных звуков (по
твердости/мягкости, по
звонкости/глухости). Работа с
таблицей «Парные согласные».
Формирование умения
характеризовать звук.
Выделение согласных звуков в
слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях, тексте. Знакомство с
понятием «родственные слова».
Подбор родственных слов.
Качественно и количественно
обогащать словарный запас. Учить
строить связное высказывание.
Развивать способность к речевому
самоконтролю. Составление
рассказов по серии картин
(состоящей из 2, 3 и 4 картинок).
Материалы и пособия: материалы
для звуко-буквенного анализа,
схемы предложения, сюжетные
картинки, предметные картинки,

2

серии картинок, ИКТ.
Тип урока: Урок обобщения и
систематизации ЗУН.
III. Раздел: Текст.
1

Работа с
деформированны
м предложением.

2

Работа с текстом.

3

Обобщающие
занятия по
разделу: "Текст"

Закрепление и обобщение знаний о
понятиях:
речь,
предложение,
слово. Составление простых и
распространенных предложений по
картине, по опорным словам, по
схеме.
Повествовательная,
вопросительная, восклицательная
интонация в предложении.
Акцент на обозначение границ
предложения на письме и на
определение
последовательности
предложений в тексте.
Формирование языкового анализа и
синтеза на уровне текста.
Формировать умения составлять
полный ответ на вопрос, учитывая
связь предложений в тексте.
Учить пересказу по опорным
вопросам, словам, словосочетаниям
и картинкам.
Развивать способность к речевому
самоконтролю.
Материалы и пособия: разрезанные
карточки-слова для составления
предложений, схемы предложения,
сюжетные картинки, предметные
картинки, карточки с текстами с
отсутствующими знаками
препинания, ИКТ.Тип урока:
Комбинированный урок
Обобщающие занятия в игровой
форме.
Закрепляют
навыки
коллективной
работы,
умения
слушать друг друга, высказывать
мнение полным предложением.
Материалы и пособия: разрезанные
карточки-слова для составления
предложений, схемы предложения,
сюжетные картинки, предметные
картинки, карточки с текстами с
отсутствующими
знаками
препинания, ИКТ. Тип урока: Урок
обобщения и систематизации ЗУН.

IV Раздел: Повторения и закрепления ЗУН.

2

3

2

2

1.

Повторение и
закрепление ЗУН.

Повторение и закрепление
полученных знаний, умений и
навыков. Гласные и согласные
звуки и буквы. Упражнения на
дифференциацию гласных и
согласных звуков. Упражнения на
развитие звукового анализа и
синтеза. Определение места
изучаемых букв и звуков в слове.
Дифференциация оптически
сходных букв на уровне слова,
предложения, текста.
Работа с текстами. Материалы и
пособия: звуко-буквенное лото,
схемы предложения, сюжетные
картинки, предметные картинки,
карточки с текстами ИКТ. Тип
урока: Урок комплексного
применения ЗУН.

5

III . Третий этап:

2

Логопедическое обследование в конце учебного года.
1. Логопедическое
Проведение итоговых

2

обследование.

Итого

диагностических работ: Звукобуквенный анализ слова.
Списывание с печатного текста.
Списывание с рукописного текста.
Диктант (букв, слогов, слов,
предложений, текста). Проверка
техники чтения. Пересказ.
Составление рассказа по серии
картинок.Материалы и пособия:
контрольно-измерительные
материалы, карточки с заданиями,
сюжетные, предметные картинки.
Тип урока: Урок контрольного
учета и оценки ЗУН.
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».