МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Мокро-Ельмутянская ООШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 8414456)
Раскрываем секреты текста
для обучающихся 1-4 классов
х.Мокрая-Ельмута
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты
текста» (далее – программа) реализуется на уровне начального общего
образования с 1 по 4 класс в рамках внеурочной деятельности по
направлению педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих
трудности в обучении.
Программа составлена на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования 2021 года
(ФГОС НОО), а также федеральной образовательной программы начального
общего образования (ФОП НОО)3. Содержание программы направлено на
устранение трудностей овладения младшими школьниками осознанным
чтением и на дальнейшее совершенствование их читательской грамотности.
С 1 по 4 класс программа предусматривает работу по повышению мотивации,
совершенствованию механизма чтения, повышению осознанности чтения,
использованию приемов чтения при решении широкого спектра учебных и
жизненных задач. При создании программы учитывались принципы
дифференциации и индивидуализации, что позволяет оказывать адресную
помощь каждому школьнику. Для оказания педагогической поддержки
младшим школьникам, испытывающим трудности как с освоением
механизма чтения, так и с осознанностью чтения, предусмотрена работа,
обеспечивающая полноценную читательскую деятельность. При отборе
содержания программы были учтены результаты многолетнего исследования
лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования», посвященного выявлению и определению путей
преодоления трудностей младших школьников.
При разработке программы также были приняты во внимание целевые
ориентиры, зафиксированные в Концепции программы поддержки детского и
юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р,
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 6 апреля 2016 г. № 637-р.
Поскольку читательская грамотность является одним из важнейших
компонентов функциональной грамотности, при разработке программы было
принято во внимание появление в ФГОС НОО 2021 г. такого
общесистемного требования к реализации федеральной образовательной
программы начального общего образования, как создание в образовательной
организации условий, обеспечивающих возможность формирования
функциональной грамотности обучающихся, которая рассматривается как
«способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на
основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию».
Программа направлена на формирование читательской грамотности как
одной из базовых составляющих функциональной грамотности и нацелена
на развитие у младших школьников всех групп универсальных учебных
действий. Наибольший развивающий эффект программы связан с
совершенствованием такой подгруппы познавательных учебных действий,
как «работа с информацией». Особое внимание в программе уделено
развитию следующих действий, входящих в эту подгруппу: согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную
информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогом
способа ее проверки; анализировать и создавать текстовую, видео-,
графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные цели курса:
- преодоление имеющихся у младших школьников трудностей чтения;
- улучшение качества чтения, развитие основных читательских умений;
- повышение мотивации к читательской деятельности;
- развитие читательской активности, развитие познавательного
интересак решению учебных и жизненных задач средствами чтения;
- ознакомление с приемами работы с информацией содержащейся в
текстах разных видов;
- развитие учебных действий самоконтроля и самооценивания в процессе
чтения и при выполнении заданий к тексту.
При конструировании программы была учтена сложность и
многогранность такого вида речевой деятельности, как чтение. Опираясь
на утверждение Е.Л. Гончаровой о том, что «процесс читательского развития
может быть описан как становление особой психологической
функциональной системы, отвечающей за превращение содержания текста в
содержание личного, смыслового, познавательного и творческого опыта
читателя (слушателя)», стремясь к становлению у младших школьников
чтения как деятельности, направленной на превращение закодированного в
тексте авторского опыта в личный, смысловой, познавательный и
творческий опыт читателя (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев,
А.Н. Лобок), нельзя было не учитывать и таких составляющих работы по
формированию читательской грамотности, как: зрительное восприятие и
распознавание письменного текста, воссоздание звуковой формы слов по их
графической
(буквенной)
модели
(перекодирование
графически
зафиксированного текста в звучащую речь), осмысленное понимание
письменного текста и извлечение из текста информации, необходимой для
решения учебно-познавательной задачи и разрешения той или иной
жизненной ситуации.
При конструировании содержания программы 1 класса были приняты во
внимание предпосылки овладения навыком чтения, поскольку трудности
овладения чтением в 1 классе в значительной степени обусловлены
несформированностью
у
некоторых
первоклассников
психофизиологических основ чтения – тех процессов, без которых
овладение чтением и дальнейшее его совершенствование невозможны. В
педагогической литературе определены основные условия успешного
овладения навыком чтения: развитие пространственных представлений,
зрительного анализа и синтеза для полноценного зрительного восприятия
текста; общая ориентация в звуковом составе языка, различение в словах
звуков по их дифференциальным признакам; сформированность устной речи,
фонетико-фонематической
ее
стороны (произношения,
слуховой
дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) для
формирования ориентировочной части действия по воссозданию звуковой
формы слова; высокий уровень лексико-грамматического анализа и
синтеза для полноценного понимания прочитанного. Существует тесная
связь трудностей формирования процесса чтения у младших школьников со
сниженным уровнем развития устной речи, несформированностью ряда
невербальных психических процессов (зрительно-пространственных
представлений, слухо-моторных и оптико-моторных координаций),
несформированностью процесса внимания, произвольности. В первом
полугодии 1 класса формируются также такие умения, как выражение своих
мыслей в коротком устном высказывании, восприятие текста на слух и
передачасодержания прослушанного текста.
Освоение младшими школьниками программы предлагаемого курса
будет способствовать развитию таких читательских умений, как поиск
информации, выделение информации, нужной для решения учебной или
жизненной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение
содержащихся в тексте фрагментов информации и идей, их интерпретация;
соотнесение информации разных видов (текстовой, графической и др.),
использование полученной из разного вида текстов информации для
установления несложных причинно-следственных связей, объяснения,
обоснования утверждений, а также для принятия решений в учебных и
жизненных ситуациях.
При построении курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты
текста» выдержан принцип преемственности и перспективности. На уровне
основного общего образования работа по формированию функциональной
читательской грамотности может быть продолжена в рамках курса
внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для
жизни»для обучающихся 5–9 классов1.
Для достижения заявленных целей при конструировании содержания
курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» (1–4 классы)
быливыделены следующие блоки:
«Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи,
опираясь на текст»;
«Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали,
подбираемиллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста,
которые соответствуют иллюстрации»;
«Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте»;
«Соединяем, анализируем, обобщаем»;
«Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму»;
«Проверяем себя: точно ли понят текст».
В 1 классе дополнительно представлен блок «Слушаем текст, готовимся
читать», а в 3–4 классах – блок «Учимся устанавливать достоверность
информации текста».
Выделение этих блоков позволяет
развивать
читательскую
грамотность и предупреждать появление трудностей в процессе овладения
осознанным чтением, устранять имеющиеся проблемы.
Содержание вводного блока «Слушаем текст, готовимся читать»,
реализуемого в период обучения грамоте, связано не только с развитием
восприятия текстов на слух, что, безусловно, важно для будущих
читателей, но и с формированием тех умений, которые составляют
основу чтения. В процессе прослушивания текста и дальнейшей работы с
содержанием этого текста первоклассники закрепляют связи «звук – буква»,
механизм чтения слога, связь зрительного образа слова с его звучанием.
Содержание блока «Как хорошо уметь читать: решаем учебные и
жизненные задачи, опираясь на текст» связано с развитием мотивации к
чтению, преодолением психологических барьеров (в том числе
предубеждением, что читать очень трудно/скучно/неинтересно) и с
созданием ситуаций, разрешить которые можно только с помощью
чтения. В процессе работы с заданиями этого блока младшие школьники
приобретают опыт решения учебных и жизненных задач с помощью
текстов.
Блок «Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали,
подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста,
которые соответствуют иллюстрации» в большей степени направлен на
развитие группы умений извлекать из текста информацию, представленную в
тексте в явном виде, воссоздавать зрительный образ того, о чем говорится в
тексте. Для поддержания интереса к чтению и развитию творческих
способностей детей используется прием создания книг. Включение младших
школьников в продуктивную деятельность, направленную на создание
творческого продукта в виде собственной книги, предполагает подбор
иллюстраций к фрагментам текста, подбор фрагментов текста,
соответствующих предложенной иллюстрации.
Содержание блока «Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте»
направлено на развитие читательского умения формулировать простые
выводы. Развитие данного умения осуществляется с помощью такого приема,
как заполнение небольших смысловых пропусков в тексте с учетом
контекста на уровне абзаца.
Блок «Соединяем, анализируем, обобщаем» включает содержание,
которое направлено на активизацию речемыслительных способностей
читателей, развитие читательских умений интегрировать отдельные
значительные части текста в единое смысловое целое, интерпретировать
содержание текста, выявлять основную идею, если она не выражена в явном
виде.
Блок «Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму»
направлен на формирование умений оценивать содержание и форму текста,
выявлять недостатки специально подобранных текстов и применять
элементарные приемы редактирования текстов. Задания, которые
предлагаются в этой части курса, носят пропедевтический характер,
учитывают особенности восприятия текста обучающимися начальной
школы.
Блок «Проверяем себя: точно ли понят текст» предполагает развитие
регулятивных универсальных учебных действий, умений проверять себя.
Содержание этого блока предполагает выполнение проверочных работ в
течение всего занятия с последующей самопроверкой и обсуждением в
группе правильного выполнения заданий к тексту, выполнение мини-работ,
занимающих по времени небольшую часть занятия. Кроме того, на
каждом занятии предлагаются различные приемы проверки правильности
выполнения заданий к тексту.
Вводимый в программу в 3–4 классах блок «Учимся устанавливать
достоверность информации текста» направлен на отработку универсального
учебного действия распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного способа ее проверки.
Содержание блока позволяет развивать критическое мышление, усваивать
критерии оценки достоверности, овладевать приемами проверки
достоверности. Материалы блока (тексты и задания) спроектированы с
учетом возрастных особенностей восприятия информации младшими
школьниками.
ФОРМЫ
ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАНЯТИЙ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы проведения занятий направлены на включение ребят в активную
познавательную и коммуникативную деятельность при работе с текстами и
заданиями к ним. Такой подход предполагает использование таких
организационных форм, которые дают возможность ученикам высказать свое
мнение, принять участие в обсуждении, поэтому предпочтительны формы,
совмещающие групповую, парную и индивидуальную работу на занятии.
Некоторые занятия курса могут быть проведены в библиотеке школы,
компьютерном классе (это позволит использовать компьютер при освоении
чтения с экрана, оформлять результаты выполнения некоторых заданий,
например при введении ответа на вопросы к тексту с помощью клавиатуры).
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данный курс осуществляется в рамках внеурочной деятельности по
направлению «Педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих
трудности». Занятия проводятся один раз в неделю. Общее количество часов
– 135, из них: в 1 классе – 33 часа, во 2–4 классах – по 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАСКРЫВАЕМ СЕКРЕТЫ ТЕКСТА»
1 КЛАСС
Слушаем текст, готовимся читать
Восприятие текста на слух. Слушание с визуализацией содержания
(сюжетный рисунок). Слушание и отражение содержания текста с помощью
последовательности сюжетных рисунков по ходу слушания текста и после
его прослушивания (по памяти). Слушание текста и отражение его
содержания с помощью предметных рисунков (последовательность рисунков
отражает логику текста). Участие в коллективном обсуждении
прослушанных и прочитанных текстов, доказательство собственной точки
зрения с опорой на текст. Ответы на вопросы по прослушанному тексту.
Придумывание вопросов по содержанию воспринятого на слух текста.
Разыгрывание диалогов из текста. Воспроизведение услышанного текста с
опорой на серию сюжетных рисунков или последовательность предметных
рисунков. Воспроизведение прослушанного текста с опорой на ключевые
слова.
Создание небольшого устного рассказа о книге, прослушанной в
исполнении педагога или родителей.
Игры, развивающие зрительную память и внимание. Игры, предполагающие
чтение слогов и слов.
Создание книжек-картинок с подписями из одного слова.
Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем
иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые
соответствуют иллюстрации
Иллюстрирование книг-малышек: 1) превращение черно-белой
иллюстрации в цветную с опорой на содержание предложения под
иллюстрацией: информационный поиск конкретных сведений, о которых
сообщается
в
предложении;
2)
дорисовывание
незаконченных
иллюстраций с опорой на содержание предложения под иллюстрацией:
информационный поиск конкретных сведений, о которых сообщается в
предложении.
Изготовление книжек-малышек. Организация работы двумя разными
способами: 1) изготовление книги на основе заготовки, в которой
представлена серия сюжетных картинок, отражающих содержание текста,
и набор полосок с небольшими фрагментами текста, каждый из которых
необходимо соотнести с картинкой; 2) изготовление книги на основе
заготовки: на каждой странице написан небольшой фрагмент текста и
оставлено место для иллюстрации, предложен набор отдельных рисунковиллюстраций к каждому фрагменту текста, необходимо верно соотнести
текст и иллюстрации.
Приемы коллективного создания книги: соотнесение подписей
(слов) и предметных рисунков; соотнесение подписей (предложений) и
сюжетных рисунков; составление из набора слов предложений для подписей
под сюжетными рисунками.
Определение времени и места происходящих событий, на которые есть
прямое указание в тексте, размещение текста в нужном разделе книг,
создаваемых своими руками: «Рассказы о разных временах года», «В
лесу, в горах, в море».
Игровое задание «Ищем ошибки художников».
Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте
Поиск в тексте нужного предложения и выписывание из него
определенного фрагмента.
Поиск в тексте примеров, подтверждающих утверждение.
Установление
несложных
причинно-следственных
связей
на
основанииинформации, содержащейся не более чем в одном абзаце текста.
Поиск
примеров
действий
героя,
которые
соответствуют
определенной характеристике.
Соединяем, анализируем, обобщаем
Установление связи фрагментов разных частей текста для
определенияпричины произошедших событий.
Определение последовательности событий, о которых рассказано в
тексте, отражение последовательности событий с помощью ключевых слов.
Выявление причины произошедших в тексте событий, совершенных
героями текста поступков.
Использование
информации
из
текста
для
объяснения
предложеннойв задании ситуации.
Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму
Поиск в тексте фактических ошибок и их исправление.
Поиск в тексте случаев нарушения речевого этикета и их исправление.
Проверяем себя: точно ли понят текст
Сравнение собственных ответов на вопросы к тексту с предложенными
эталонными ответами. Выявление расхождений. Обращение к фрагменту
текста, в котором содержится информация, необходимая для выполнения
задания.
Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь
на текст
Работа над мотивацией к чтению, в том числе через восприятие на
слух и собственное чтение художественных текстов, в которых герои находят
выход из сложившейся проблемной ситуации именно благодаря умению
читать.
Моделирование ситуации, когда именно умение читать помогает
обучающимся выполнить задание.
2 КЛАСС
Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем
иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые
соответствуют иллюстрации
Выбор из предложенных иллюстраций тех, которые точно
соответствуют тексту: опора на детали, описание которых есть в тексте.
Иллюстрирование фрагментов текста: поиск конкретных сведений,
которых сообщаются в тексте.
Поиск в художественном тексте описания внешности героя, поиск в
научно-популярном тексте описания объекта. Подбор иллюстраций или
самостоятельное иллюстрирование.
Оформление иллюстрированной мини-энциклопедии «Что такое? Кто
такой?» Выделение в тексте слов, важных для подбора/создания
иллюстраций с опорой на текст.
Создание проекта «Книга о словах»: художественное оформление
страницы книги, посвященной выбранному слову.
Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте
Поиск в тексте объяснения значения не часто употребляемых в речи слов.
Соотнесение многозначного слова и значения, в котором это слово
использовано в тексте.
Поиск в тексте фразеологического оборота, определение значения
фразеологического оборота с опорой на текст.
Формулирование простых выводов на основе информации,
полученнойиз текста.
Ответы на вопросы по содержанию текста, требующие простого
вывода,несложного умозаключения.
Заполнение пропусков в тексте с опорой на информацию,
содержащуюся в абзаце.
Соединяем, анализируем, обобщаем
Осмысление последовательности событий, о которых говорится в тексте.
Заполнение пропусков в вопросном плане текста с четкой логикосмысловой структурой.
Заполнение пропусков в номинативном плане текста с четкой
логико-смысловой структурой.
Выявление черт характера героя произведения.
Сравнение по предложенным критериям двух героев одного и того же текста.
Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму
Поиск в тексте примеров использования слов в прямом и
переносномзначении.
Выявление в тексте средств художественной выразительности
(сравнение, эпитет). Объяснение уместности их употребления.
Поиск в тексте средств изображения героев и выражения их чувств. Поиск в
тексте фактических ошибок.
Поиск в тексте ошибок в построении словосочетаний и предложений
(в рамках изученного) и их исправление.
Проверяем себя: точно ли понят текст
Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами, в том
числе сопоставление собственных развернутых ответов с предложенными
вариантами ответов. Выявление расхождений, установление причины
расхождения.
Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь
на текст
Ориентация в содержании книги по оглавлению, аннотации,
предисловию, условным обозначениям.
Обсуждение прослушанных и прочитанных текстов с соблюдением
правилречевого этикета.
Создание небольшого устного рассказа о прочитанной книге.
Использование предлагаемой дополнительной справочной литературы
для получения информации в соответствии с учебной задачей.
Моделирование ситуации, когда именно умение читать помогает
обучающимся найти выход из проблемной жизненной ситуации.
3 КЛАСС
Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем
иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые
соответствуют иллюстрации
Приемы создания словаря «Слова, которые мы раньше не знали»:
выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной
статьей в толковом словаре, запись объяснения значения слова на странице
книги; подбор предложений с этим словом.
Поиск в тексте описания местности (пейзажа), выбор иллюстраций из
предложенных или самостоятельное иллюстрирование.
Поиск в тексте описания интерьера, выбор иллюстраций из
предложенных или самостоятельное иллюстрирование.
Поиск в тексте описания героя. Поиск несовпадения словесного
описанияи предложенного изобразительного портрета.
Создание книг с вопросами к тексту и ответами на них. Подтверждение
фрагментом текста ответа на вопрос.
Игра «Есть или нет» − формулирование вывода о том, есть или нет в
тексте указанная информация.
Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте
Установление связи 2–3 фактов, на которые есть указание в
определенной части текста.
Формулирование на основе двух фактов, приведенных в тексте,
простыхвыводов (на основе прочитанного/прослушанного текста).
Соединяем, анализируем, обобщаем
Установление
взаимосвязи
между
событиями,
эпизодами
художественного текста.
Выявление взаимосвязи фактов, содержащихся в разных частях
текста, для установления не названной в тексте причины случившегося.
Установление взаимосвязи между поступками, мыслями, чувствами
героевтекста.
Самостоятельный выбор основания для сопоставления событий, о
которыхидет речь в тексте.
Самостоятельный выбор основания для сопоставления героев текста,
их поступков (например, по аналогии или по контрасту).
Определение последовательности событий в тексте.
Установление взаимосвязи разных событий информационного текста:
определение причины и следствия.
Деление текста на смысловые части. Отражение каждой смысловой
частив плане.
Письменное выборочное изложение содержания прочитанного или
воспринятого на слух текста.
Создание коротких устных и письменных высказываний на основе
прочитанного/прослушанного художественного и/или информационного
текста.
Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму
Поиск в тексте средств художественной выразительности (сравнение,
эпитет, олицетворение).
Поиск в тексте ошибок, связанных с выражением мысли (смысловые,
логические, фактические, этико-речевые)1. Подбор вариантов корректировки
текста.
Поиск в тексте ошибок, связанных с речевым оформлением текста
(речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные).
Учимся устанавливать достоверность информации текста
Сопоставление двух точек зрения, представленных в одном тексте.
Сопоставление двух точек зрения, представленных в разных текстах.
Сопоставление информации фрагмента справочного текста и заметок
путешественников.
Использовании приема проверки достоверности информации текста на
основе информации словарной статьи и/или энциклопедии, учебника.
Использование справочной литературы, необходимой для уточнения
информации художественного текста.
Проверяем себя: точно ли понят текст
Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами.
Понимание критериев оценивания развернутых ответов. Выявление
расхождений, установление причины расхождения ответа и эталона.
Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь
на текст
Работа над мотивацией к чтению.
Создание по заданному образцу устного и письменного краткого
отзывао прочитанном произведении.
Моделирование ситуаций, в которых именно умение читать помогает
обучающимся справиться с проблемой.
4 КЛАСС
Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем
иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые
соответствуют иллюстрации
Создание книги «Словарь слов, которые мы узнали, читая тексты»:
работа с толковым словарем, работа с текстами (поиск в тексте объяснения
значения слова, сопоставление значения слова в контексте и в толковом
словаре). Отбор примеров употребления слова в предложениях текста.
Создание книги «Почему это происходит»: поиск информации в
фрагменте текста, содержащего объяснение явления.
Проект «Создаем таблицу». Создание таблицы на основе прочитанного
научно-популярного текста: поиск научной информации в тексте;
формулирование оснований для структурирования информации (в рамках
изученного и с учетом возрастных особенностей).
Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте
Использование информации из определенной части текста для
объясненияодного из утверждений, содержащихся в тексте.
Соединяем, анализируем, обобщаем
Установление взаимосвязи между фактами, изложенными в научнопопулярном тексте. Обобщение информации, содержащейся в разных частях
текста, для доказательства утверждения.
Установление взаимосвязи между событиями, которые описываются
автором художественного текста.
Создание устных и письменных высказываний на заданную тему по
содержанию художественного текста (7 предложений).
Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму
Поиск в тексте средств художественной выразительности (сравнение,
эпитет, метафора, олицетворение). Понимание роли изобразительновыразительных средств в тексте (в рамках изученного, с учетом возрастных
особенностей восприятия текста учащимися).
Поиск в тексте ошибок, связанных с содержанием и речевым
оформлением. Подбор вариантов корректировки текста.
Учимся устанавливать достоверность информации текста
Сравнение информации одного и нескольких текстов по
предложеннымкритериям.
Поиск фрагментов текста, содержащих противопоставление информации.
Поиск фрагментов двух текстов, содержащих противопоставление
информации.
Поиск фрагментов текста, содержащих противоречивую информацию.
Поиск фрагментов двух текстов, содержащих противоречивую
информацию.
Критерии установления достоверности информации, содержащейся в
тексте.
Проверяем себя: точно ли понят текст
Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами.
Применение предложенных критериев оценивания развернутых ответов.
Выявление расхождений, установление причины расхождения
ответаи эталона.
Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь
на текст
Работа над мотивацией к чтению.
Выявление
недостатка
информации
для
решения
учебной
(практической)задачи на основе предложенного текста.
Обсуждение прослушанных и прочитанных текстов с соблюдением
правилречевого этикета.
Создание развернутого устного и письменного отзыва о прочитанном
произведении с обоснованием собственного мнения.
Обсуждение со сверстниками собственного круга чтения.
Моделирование ситуаций, в которых именно умение читать помогает
справиться с проблемой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края;
проявление интереса к изучению истории и культуры Российской
Федерации.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение
опыта
человеческих
взаимоотношений,
сопереживания, любви, доброжелательности;
проявление
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков героев
художественных произведений.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность
выражать свое отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта чтения художественной литературы.
Физическое
воспитание,
эмоционального благополучия:
формирование
культуры
здоровья
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества.
Экологическое воспитание:
Бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений
человека и животных, отраженных в текстах;
Ценности научного познания:
Развитие собственных познавательных интересов, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать
устанавливать аналогии при чтении текстов;
основания
для
сравнения,
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах
при чтении текстов;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы при чтении
текстов.
Базовые исследовательские действия:
проводить по предложенному плану несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать
достоверную
и
самостоятельно или на основании
работником способа ее проверки;
недостоверную
информацию
предложенного педагогическим
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно
информации.
создавать
схемы,
таблицы
для
представления
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции при
обсуждении прочитанных текстов;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата
промежуточных шагов и сроков;
планирования,
распределения
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать
причины
успеха/неудач
учебной
деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу изучения курса внеурочной деятельности в 1 классе
обучающийся научится:
подтверждать ответ примерами из текста;
создавать высказывания по содержанию воспринятого на слух текста;
воспроизводить прослушанный текст с опорой на серию сюжетных
рисунков
или
последовательность
предметных
рисунков;
воспроизводить услышанный текст с опорой на ключевые слова;
выявлять в прослушанном или прочитанном тексте слова, значение
которых неизвестно или требует уточнения;
устанавливать несложные причинно-следственные связи на основании
информации, содержащейся не более чем в одном абзаце текста;
устанавливать связи фрагментов разных частей текста для
определенияпричины события;
фиксировать последовательность событий текста с помощью
ключевыхслов, нумерации основных событий текста;
использовать информацию из текста для объяснения предложенной
ситуации.
2 КЛАСС
К концу изучения курса внеурочной деятельности во 2 классе
обучающийся научится:
находить конкретные сведения, которые сообщаются в тексте, для
выбора иллюстрации или самостоятельного иллюстрирования фрагментов
текста;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе
полученнойиз текста информации;
обращаться к словарю для уточнения значения слова; находить в тексте
описание героя;
определять последовательность событий прочитанного текста;
составлять вопросный план текста, в котором выделены смысловые
части(текст разделен на абзацы);
составлять номинативный план текста, в котором выделены
смысловыечасти (текст разделен на абзацы);
понимать фактическое содержание текста, его смысл;
устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками;
сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям;
создавать высказывание на заданную тему по содержанию текста (не менее
3 предложений);
находить в тексте примеры использования слов в прямом и
переносномзначении;
находить в тексте явные фактические и грамматические ошибки и
исправлять их (в рамках изученного);
находить в тексте средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет);
использовать справочную литературу для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей.
3 КЛАСС
К концу изучения курса внеурочной деятельности в 3 классе
обучающийся научится:
формулировать устно и письменно простые выводы на основе
прочитанного/прослушанного текста;
находить в тексте описание пейзажа, интерьера; подтверждать ответ
примерами из текста;
обнаруживать несовпадения словесного и изобразительного портрета
героя;
устно
и
письменно
выборочно
пересказывать
содержание
прочитанного/прослушанного текста;
устанавливать взаимосвязь между событиями текста;
сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям;
создавать устные и письменные высказывания на основе
прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 4 предложений)
создавать устно и письменно краткий отзыв о прочитанном
произведениипо заданному образцу;
находить в тексте средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет, олицетворение);
4 КЛАСС
К концу изучения курса внеурочной деятельности в 4 классе
обучающийся научится:
структурировать информацию текста при заполнении таблицы;подтверждать
ответ примерами из текста;
составлять план текста, в котором не выделены смысловые части;
письменно излагать прочитанный прослушанный текст подробно и
выборочно;
устанавливать взаимосвязь между событиями текста;
обобщать информацию из разных частей текста для доказательства
утверждения, высказанной мысли;
сравнивать и противопоставлять информацию текста;
создавать устные и письменные высказывания на основе
прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 6 предложений)
находить в тексте средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет, метафора, олицетворение);
создавать устно и письменно краткий и развернутый отзыв о
прочитанномпроизведении по заданному образцу;
находить в тексте грубые ошибки, связанные с выражением мысли,
речевым оформлением, несоблюдением норм речевого этикета (в рамках
изученного);
использовать справочную литературу для получения дополнительной
информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество
часов
Основное содержание
Основные виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Участвуют в
коллективном
обсуждении
прочитанных
учителем текстов.
Отвечают на
вопросы по
прослушанному
тексту. Совместная
работа: создают
книжки-картинки с
подписями из
одного слова.
Участвуют в играх,
развивающих
зрительную память
и внимание.
Участвуют в играх,
предполагающих
чтение слогов и
слов.
https://educont.ru/courses/list
Преобразовывают
https://educont.ru/courses/list
1
Слушаем текст,
готовимся читать
8
Восприятие текста на слух.
Слушание с визуализацией
содержания (сюжетный
рисунок).Участие в
коллективном обсуждении
прослушанных и
прочитанных текстов,
доказательство собственной
точки зрения с опорой на
текст. Ответы на вопросы по
прослушанному тексту.
Создание книжек-картинок с
подписями из одного слова.
Разыгрывание диалогов из
текста. Игры, развивающие
зрительную память и
внимание. Игры,
предполагающие чтение
слогов и слов.
2
Книги, сделанные
7
Иллюстрирование книг-
3
своими руками:
замечаем в тексте
детали, подбираем
иллюстрации к
фрагменту текста,
ищем фрагменты
текста, которые
соответствуют
иллюстрации
малышек: 1) превращение
черно-белой иллюстрации в
цветную с опорой на
содержание предложения
под иллюстрацией:
информационный поиск
конкретных сведений, о
которых сообщается в
предложении;
2. дорисовывание
незаконченных
иллюстраций с
опорой на
содержание
предложения под
иллюстрацией:
информационный
поиск конкретных
сведений, о которых
сообщается в
предложении.
черно-белые
иллюстрации в
цветные с опорой
на содержание
предложения под
иллюстрацией:
осуществляют
информационный
поиск конкретных
сведений, о
которых
сообщается в
предложении.
Дорисовывают
незаконченные
иллюстрации с
опорой на
содержание
предложения под
иллюстрацией:
осуществляют
информационный
поиск конкретных
сведений, о
которых
сообщается в
предложении.
Делаем выводы,
заполняем пропуски в
тексте
Поиск в тексте нужного
предложения и выписывание
из него определенного
Осуществляют
поиск в тексте
нужного
4
https://educont.ru/courses/list
фрагмента. Поиск в тексте
примеров, подтверждающих
утверждение.
4
Соединяем,
анализируем, обобщаем
3
Установление связи
фрагментов разных частей
текста для определения
причины произошедших
событий. Определение
последовательности
событий, о которых
рассказано в тексте,
отражение
последовательности
событий с помощью
ключевых слов. Выявление
причины произошедших в
тексте событий,
совершенных героями текста
поступков.
предложения и
выписывают из
него определенный
фрагмент.
Осуществляют
поиск в тексте
примеров,
подтверждающих
утверждение.
Устанавливают
связи фрагментов
разных частей
текста для
определения
причины
произошедших
событий.
Определяют
последовательность
событий, о которых
рассказано в тексте,
передают
последовательность
событий с
помощью
ключевых слов, с
помощью
нумерации
основных событий
текста. Выявляют
https://educont.ru/courses/list
причины
произошедших
событий,
совершенных
героями текста
поступков.
5
Делаем текст лучше:
совершенствуем
содержание и форму
4
Поиск в тексте фактических
ошибок и их исправление.
Поиск в тексте случаев
нарушения речевого этикета
и их исправление.
Осуществляют
поиск в тексте
фактических
ошибок.
Предлагают
варианты их
исправления.
https://educont.ru/courses/list
Сравнивают
собственные
ответы на вопросы
к тексту с
предложенными
эталонными
ответами.
Обращаются к
фрагменту текста, в
котором
содержится
информация,
необходимая для
выполнения
задания.
https://educont.ru/courses/list
Обсуждают в
https://educont.ru/courses/list
6
Проверяем себя: точно
ли понят текст
3
Сравнение собственных
ответов на вопросы к тексту
с предложенными
эталонными ответами.
Обращение к фрагменту
текста, в котором
содержится информация,
необходимая для
выполнения задания.
7
Как хорошо уметь
2
Работа над мотивацией к
читать: решаем
учебные и жизненные
задачи
8
Резерв
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
чтению, в том числе через
восприятие на слух и
собственное чтение
художественных текстов, в
которых герои находят
выход из сложившейся
проблемной ситуации
именно благодаря умению
читать. Моделирование
ситуации, когда именно
умение читать помогает
обучающимся выполнить
задание.
2
33
Подведение итогов года
группах
содержание
текстов, в которых
герои находят
выход из
сложившейся
проблемной
ситуации благодаря
умению читать.
Осуществляют
поиск выхода из
проблемной
ситуации с
помощью
информации
текста.
Участие в
викторине.
https://educont.ru/courses/list
2 КЛАСС
№
п/п
1
Наименование разделов и
тем программы
Книги, сделанные своими
руками: замечаем в тексте
детали, подбираем
иллюстрации к фрагменту
текста, ищем фрагменты
текста, которые
соответствуют иллюстрации
Количество
часов
8
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Выбор из
предложенных
иллюстраций тех,
которые точно
соответствуют
тексту: опора на
детали, описание
которых есть в
тексте.
Иллюстрирование
фрагментов текста:
поиск конкретных
сведений, которых
сообщаются в
тексте. Поиск в
художественном
тексте описания
внешности героя,
поиск в научнопопулярном тексте
описания объекта.
Подбор
иллюстраций или
Выбирают из
предложенных
иллюстраций те,
которые точно
соответствуют
тексту, опираясь на
детали, описание
которых есть в
тексте.
Иллюстрируют
фрагменты текста:
осуществляют поиск
конкретных
сведений, которые
сообщаются в тексте.
Осуществляют поиск
описания внешности
героя в
художественном
тексте. Подбирают
иллюстрации или
самостоятельно
иллюстрируют
https://educont.ru/courses/list
самостоятельное
иллюстрирование.
2
Делаем выводы, заполняем
пропуски в тексте
4
Поиск в тексте
объяснения
значения не часто
употребляемых в
речи слов.
Соотнесение
многозначного
слова и значения, в
котором это слово
использовано в
тексте. Поиск в
тексте
фразеологического
оборота,
определение
значения
фразеологического
оборота с опорой на
текст.
прослушанный или
прочитанный текст.
Осуществляют поиск
в научно-популярном
тексте описание
объекта. Подбирают
иллюстрации или
самостоятельно
иллюстрируют
прослушанный или
прочитанный текст.
Осуществляют поиск
в тексте объяснения
значения не часто
употребляемых в
речи слов. Соотносят
многозначное слово и
значение, в котором
это слово
использовано в
тексте.
Осуществляют поиск
в тексте
фразеологического
оборота, определяют
значение
фразеологического
оборота с опорой на
текст.
https://educont.ru/courses/list
3
4
Соединяем, анализируем,
обобщаем
Делаем текст лучше:
совершенствуем содержание
и форму
4
Осмысление
последовательности
событий, о которых
говорится в тексте.
Заполнение
пропусков в
вопросном плане
текста с четкой
логико-смысловой
структурой.
Заполнение
пропусков в
номинативном
плане текста с
четкой логикосмысловой
структурой.
Выявление черт
характера героя
произведения.
Определяют
последовательность
событий, о которых
говорится в тексте.
Заполняют пропуски
в вопросном плане
текста с четкой
логико-смысловой
структурой.
Формулируют
пункты плана.
Заполняют пропуски
в номинативном
плане текста с четкой
логико-смысловой
структурой.
https://educont.ru/courses/list
6
Поиск в тексте
примеров
использования слов
в прямом и
переносном
значении.
Выявление в тексте
средств
художественной
выразительности
Осуществляют поиск
в тексте примеров
использования слов в
прямом и переносном
значении. Опознают
в тексте средства
художественной
выразительности
(сравнение, эпитет).
Объясняют
https://educont.ru/courses/list
(сравнение, эпитет).
Объяснение
уместности их
употребления.
Поиск в тексте
средств
изображения героев
и выражения их
чувств. Поиск в
тексте фактических
ошибок.
5
Проверяем себя: точно ли
понят текст
6
Сопоставление
собственных
ответов с
предложенными
ответами, в том
числе
сопоставление
собственных
развернутых
ответов с
предложенными
вариантами
ответов. Выявление
расхождений,
установление
причины
расхождения.
уместность их
употребления (в
рамках изученного).
Осуществляют поиск
в тексте средств
изображения героев и
выражения их
чувств.Осуществляют
поиск в тексте
фактических ошибок.
Предлагают варианты
их исправления.
Выполняют
проверочную работу.
Осуществляют
проверку.
Самостоятельно
выявляют
расхождения между
собственным ответом
и эталонным ответом
на вопросы.
https://educont.ru/courses/list
6
Как хорошо уметь читать:
решаем учебные и
жизненные задачи, опираясь
на текст
4
Обсуждение
прослушанных и
прочитанных
текстов с
соблюдением
правил речевого
этикета.
Использование
предлагаемой
дополнительной
справочной
литературы для
получения
информации в
соответствии с
учебной задачей.
Моделирование
ситуации, когда
именно умение
читать помогает
обучающимся
найти выход из
проблемной
жизненной
ситуации.
7
Резерв
2
Подведение итогов
года.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
Ориентируются в
содержании книги по
оглавлению,
аннотации,
предисловию,
условным
обозначениям.
Участвуют в
обсуждении
прослушанных и
прочитанных текстов
с соблюдением
правил речевого
этикета. Составляют
небольшой устный
рассказ о
прочитанной книге.
https://educont.ru/courses/list
Участие в викторине.
https://educont.ru/courses/list
3 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
1
Книги, сделанные
своими руками:
замечаем в тексте
детали, подбираем
иллюстрации к
фрагменту текста,
ищем фрагменты
текста, которые
соответствуют
иллюстрации
2
Делаем выводы,
заполняем пропуски
в тексте
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
6
Приемы создания
словаря «Слова,
которые мы раньше
не знали»: выявление
слов, значение
которых требует
уточнения; работа со
словарной статьей в
толковом словаре,
запись объяснения
значения слова на
странице книги;
подбор предложений
с этим словом.
Используют приемы создания
словаря «Слова, которые мы
раньше не знали»: –
выявляют слова, значение
которых требует уточнения; –
читают словарную статью в
толковом словаре и изучают
особенности ее содержания и
структуры, записывают
объяснение лексического
значения слова на странице
книги; – подбирают примеры
предложений, в которых
употребляется это слово.
Индивидуальная работа:
подбирают 3–4 слова для
создаваемого словаря,
оформляют подготовленный
материал.
https://educont.ru/courses/list
2
Установление связи
2–3 фактов, на
которые есть указание
в определенной части
Устанавливают связи между
2–3 фактами, на которые есть
указание в определенной
части текста. Формулируют
https://educont.ru/courses/list
Количество
часов
текста.
Формулирование на
основе двух фактов,
приведенных в тексте,
простых выводов (на
основе прочитанного/
прослушанного
текста).
3
4
Соединяем,
анализируем,
обобщаем
Делаем текст лучше:
совершенствуем
содержание и форму
на основе двух фактов,
приведенных в тексте,
простые выводы (на основе
прочитанного/прослушанного
текста).
5
Определение
последовательности
событий в тексте.
Деление текста на
смысловые части.
Отражение каждой
смысловой части в
плане. Письменное
выборочное
изложение
содержания,
прочитанного или
воспринятого на слух
текста.
Определяют
последовательность событий
в прочитанном тексте.
Выделяют в тексте
смысловые части. Отражают
каждую смысловую часть в
плане. Письменно передают
содержание одной смысловой
части текста, прочитанного
или воспринятого на слух.
https://educont.ru/courses/list
4
Поиск в тексте
средств
художественной
выразительности
(сравнение, эпитет,
олицетворение).Поиск
в тексте ошибок,
Опознают в тексте средства
художественной
выразительности (сравнение,
эпитет, олицетворение).
Устанавливают место в
тексте, где допущена ошибка,
связанная с выражением
https://educont.ru/courses/list
связанных с
выражением мысли
(смысловые,
логические,
фактические,
этикоречевые).
Подбор вариантов
корректировки текста.
Поиск в тексте
ошибок, связанных с
речевым
оформлением текста
(речевые,
грамматические,
орфографические,
пунктуационные).
5
Учимся
устанавливать
достоверность
информации текста
5
Сопоставление двух
точек зрения,
представленных в
одном тексте.
Сопоставление двух
точек зрения,
представленных в
разных текстах.
Сопоставление
информации
фрагмента
справочного текста и
заметок
путешественников.
мысли (смысловая,
логическая, фактическая,
этико-речевая). Объясняют
суть ошибки своими словами.
Подбирают варианты
корректировки текста.
Устанавливают место в
тексте, где допущена ошибка,
связанная с речевым
оформлением текста
(речевая, грамматическая,
орфографическая,
пунктуационная).
Сопоставление двух точек
зрения, представленных в
одном тексте. Сопоставление
двух точек зрения,
представленных в разных
текстах. Сопоставление
информации фрагмента
справочного текста и заметок
путешественников.
https://educont.ru/courses/list
6
Сопоставление
собственных ответов
с предложенными
ответами. Понимание
критериев оценивания
развернутых
ответов.Работа над
мотивацией к чтению.
Сравнивают собственные
ответы на вопросы к тексту с
предложенными эталонными
ответами, в том числе
сопоставляют собственные
развернутые ответы с
предложенными вариантами.
Применяют предложенные
критерии оценивания
развернутых ответов.
https://educont.ru/courses/list
7
Как хорошо уметь
читать: решаем
учебные и
жизненные задачи,
опираясь на текст
4
Моделирование
ситуаций, в которых
именно умение читать
помогает
обучающимся
справиться с
проблемой.Работа над
мотивацией к чтению.
Создание по
заданному образцу
устного и
письменного краткого
отзыва о прочитанном
произведении.
Обсуждают в группах
содержание текстов, в
которых герои находят выход
из сложившейся проблемной
ситуации благодаря умению
читать. Осуществляют поиск
выхода из проблемной
ситуации с помощью
информации, полученной из
текста.
https://educont.ru/courses/list
8
Резерв
2
Подведение итогов.
Участие в викторине.
https://educont.ru/courses/list
6
Проверяем себя:
точно ли понят текст
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
4 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и
тем программы
Количество
часов
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Осуществляют
поиск информации
во фрагменте
текста,
содержащего
объяснение
явления.
Художественно
оформляют
страницу книги.
Готовят
презентацию
оформленной
страницы.
Принимают участие
в оформлении
общей книги
«Почему это
происходит» как
результата
коллективного
проекта.
https://educont.ru/courses/list
Формулируют
https://educont.ru/courses/list
1
Книги, сделанные своими
руками: замечаем в тексте
детали, подбираем
иллюстрации к фрагменту
текста, ищем фрагменты
текста, которые
соответствуют иллюстрации
7
Создание книги
«Словарь слов,
которые мы узнали,
читая тексты»:
работа с толковым
словарем, работа с
текстами (поиск в
тексте объяснения
значения слова,
сопоставление
значения слова в
контексте и в
толковом словаре).
Отбор примеров
употребления слова
в предложениях
текста.
2
Делаем выводы, заполняем
1
Использование
пропуски в тексте
3
4
Соединяем, анализируем,
обобщаем
Делаем текст лучше:
совершенствуем содержание
и форму
информации из
определенной части
текста для
объяснения одного
из утверждений,
содержащихся в
тексте.
простые выводы.
Используют
информацию из
определенной части
текста для
объяснения одного
из утверждений,
содержащихся в
тексте.
4
Установление
взаимосвязи между
фактами,
изложенными в
научно-популярном
тексте. Обобщение
информации,
содержащейся в
разных частях
текста, для
доказательства
утверждения.
Устанавливают
взаимосвязь между
фактами,
изложенными в
научно-популярном
тексте. Обобщают
информацию,
содержащуюся в
разных частях
текста, для
доказательства
утверждения.
https://educont.ru/courses/list
4
Поиск в тексте
средств
художественной
выразительности
(сравнение, эпитет,
метафора,
олицетворение).
Понимание роли
Опознают в тексте
средства
художественной
выразительности
(сравнение, эпитет,
метафора,
олицетворение).
Объясняют роль
https://educont.ru/courses/list
5
Учимся устанавливать
достоверность информации
текста
6
Проверяем себя: точно ли
понят текст
изобразительновыразительных
средств в тексте (в
рамках изученного,
с учетом
возрастных
особенностей
восприятия текста
учащимися).
изобразительновыразительных
средств в тексте (в
рамках изученного,
с учетом
возрастных
особенностей
восприятия
учащимися).
6
Сравнение
информации одного
и нескольких
текстов по
предложенным
критериям. Поиск
фрагментов текста,
содержащих
противопоставление
информации. Поиск
фрагментов двух
текстов,
содержащих
противопоставление
информации.
Сравнивают
информацию
одного и
нескольких текстов
по предложенным
критериям.
Осуществляют
поиск фрагментов
текста, содержащих
противопоставление
информации.
Осуществляют
поиск фрагментов
двух текстов,
содержащих
противопоставление
информации.
https://educont.ru/courses/list
6
Сопоставление
собственных
ответов с
Сравнивают
собственные ответы
на вопросы к тексту
https://educont.ru/courses/list
7
Как хорошо уметь читать:
решаем учебные и жизненные
задачи, опираясь на текст
4
предложенными
ответами.
Применение
предложенных
критериев
оценивания
развернутых
ответов. Выявление
расхождений,
установление
причины
расхождения ответа
и эталон
с предложенными
эталонными
ответами, в том
числе сопоставляют
собственные
развернутые ответы
с предложенными
вариантами.
Применяют
предложенные
критерии
оценивания
развернутых
ответов. Выявляют
расхождения,
устанавливают
причины
расхождения (в
ходе совместного
обсуждения).
Обращаются к
фрагменту текста, в
котором содержится
информация,
необходимая для
выполнения
задания.
Работа над
мотивацией к
чтению. Выявление
Обсуждают в
группах содержание
текстов, в которых
https://educont.ru/courses/list
8
Резерв
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
2
34
недостатка
информации для
решения учебной
(практической)
задачи на основе
предложенного
текста.
Моделирование
ситуаций, в
которых именно
умение читать
помогает
справиться с
проблемой.
герои находят
выход из
сложившейся
проблемной
ситуации благодаря
умению читать.
Осуществляют
поиск выхода из
проблемной
ситуации с
помощью
информации текста.
Выявляют в тексте
недостаток
информации для
решения
практической
задачи.
Подведение итогов
года.
Участие в
викторине.
https://educont.ru/courses/list
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Слушаем текст, выкладываем
последовательность картинок
1
2
Слушаем текст, выкладываем
последовательность картинок
1
1
https://educont.ru/courses/list
3
Слушаем текст, выкладываем
последовательность картинок
1
1
https://educont.ru/courses/list
4
Слушаем текст, выкладываем
последовательность картинок
1
1
https://educont.ru/courses/list
5
Разыгрываем диалоги
1
https://educont.ru/courses/list
6
Разыгрываем диалоги
1
https://educont.ru/courses/list
7
Рассказываем об услышанном
1
https://educont.ru/courses/list
8
Рассказываем об услышанном
1
https://educont.ru/courses/list
9
Иллюстрируем книжку-малышку
1
1
https://educont.ru/courses/list
10
Иллюстрируем книжку-малышку
1
1
https://educont.ru/courses/list
11
Иллюстрируем книжку-малышку
1
1
https://educont.ru/courses/list
12
Создаем книжки малышки
1
1
https://educont.ru/courses/list
13
Создаем книжки малышки
1
1
https://educont.ru/courses/list
14
Создаем книги «Рассказы о разных
временах года», «В лесу, в горах, в море»
1
1
https://educont.ru/courses/list
15
Создаем книги «Рассказы о разных
1
1
https://educont.ru/courses/list
https://educont.ru/courses/list
временах года», «В лесу, в горах, в море»
16
Читаем и делаем выводы
1
https://educont.ru/courses/list
17
Читаем и делаем выводы
1
https://educont.ru/courses/list
18
Читаем и ищем в тексте примеры
1
https://educont.ru/courses/list
19
Читаем и ищем в тексте примеры
1
https://educont.ru/courses/list
20
Читаем и определяем причину событий
1
https://educont.ru/courses/list
21
Читаем и определяем причину событий
1
https://educont.ru/courses/list
22
Читаем и объясняем ситуацию
1
https://educont.ru/courses/list
23
Ищем фактические ошибки
1
https://educont.ru/courses/list
24
Ищем фактические ошибки
1
25
Ищем в тексте примеры нарушения
речевого этикета
1
https://educont.ru/courses/list
26
Ищем в тексте примеры нарушения
речевого этикета
1
https://educont.ru/courses/list
27
Выполняем задания к тексту. Учимся
проверять себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
28
Выполняем задания к тексту. Учимся
проверять себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
29
Выполняем задания к тексту. Проверяем
себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
30
Ищем с помощью текста решение
проблемы
1
https://educont.ru/courses/list
31
Ищем с помощью текста решение
проблемы
1
https://educont.ru/courses/list
32
Резерв
1
33
Резерв
1
1
1
https://educont.ru/courses/list
https://educont.ru/courses/list
https://educont.ru/courses/list
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
0
15
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Иллюстрируем книги
1
1
https://educont.ru/courses/list
2
Иллюстрируем книги
1
1
https://educont.ru/courses/list
3
Иллюстрируем книги
1
1
https://educont.ru/courses/list
4
Создаем иллюстрированную миниэнциклопедию «Что такое? Кто такой?»
1
1
https://educont.ru/courses/list
5
Создаем иллюстрированную миниэнциклопедию «Что такое? Кто такой?»
1
1
https://educont.ru/courses/list
6
Работаем над проектом «Книга о словах»
1
1
https://educont.ru/courses/list
7
Работаем над проектом «Книга о словах»
1
1
https://educont.ru/courses/list
8
Работаем над проектом «Книга о словах»
1
1
https://educont.ru/courses/list
9
Делаем выводы о значении слова в тексте
1
https://educont.ru/courses/list
10
Делаем выводы о значении слова в тексте
1
https://educont.ru/courses/list
11
Читаем и делаем выводы
1
https://educont.ru/courses/list
12
Читаем и делаем выводы
1
https://educont.ru/courses/list
13
Определяем последовательность событий,
составляем план текста
1
https://educont.ru/courses/list
14
Определяем последовательность событий,
составляем план текста
1
https://educont.ru/courses/list
15
Читаем и сравниваем
1
https://educont.ru/courses/list
16
Читаем и сравниваем
1
https://educont.ru/courses/list
17
Ищем в тексте сравнения и эпитеты
1
https://educont.ru/courses/list
18
Ищем в тексте сравнения и эпитеты
1
https://educont.ru/courses/list
19
Ищем фактические ошибки
1
https://educont.ru/courses/list
20
Ищем фактические ошибки
1
https://educont.ru/courses/list
21
Ищем в тексте грамматические ошибки
1
https://educont.ru/courses/list
22
Ищем в тексте грамматические ошибки
1
23
Выполняем задания к тексту. Учимся
проверять себя
1
24
Выполняем задания к тексту. Учимся
проверять себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
25
Выполняем задания к тексту. Учимся
проверять себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
26
Выполняем задания к тексту. Проверяем
себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
27
Выполняем задания к тексту. Проверяем
себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
28
Выполняем задания к тексту. Проверяем
себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
29
Ищем с помощью текста решение
проблемы
1
https://educont.ru/courses/list
30
Ищем с помощью текста решение
проблемы
1
https://educont.ru/courses/list
31
Рассказываем о прочитанном
1
https://educont.ru/courses/list
32
Рассказываем о прочитанном
1
https://educont.ru/courses/list
33
Резерв
1
34
Резерв
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
https://educont.ru/courses/list
https://educont.ru/courses/list
1
https://educont.ru/courses/list
https://educont.ru/courses/list
0
15
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Создаем словарь «Слова, которые мы
раньше не знали»
1
2
Создаем словарь «Слова, которые мы
раньше не знали»
1
1
https://educont.ru/courses/list
3
Создаем иллюстрированную книгу
1
1
https://educont.ru/courses/list
4
Создаем иллюстрированную книгу
1
1
https://educont.ru/courses/list
5
Создаем иллюстрированную книгу
1
1
https://educont.ru/courses/list
6
Игра «Есть или нет»: поиск информации в
тексте
1
https://educont.ru/courses/list
7
Читаем и делаем выводы
1
https://educont.ru/courses/list
8
Читаем и делаем выводы
1
https://educont.ru/courses/list
9
Определяем последовательность событий,
составляем план текста
1
https://educont.ru/courses/list
10
Определяем последовательность событий,
составляем план текста
1
https://educont.ru/courses/list
11
Читаем и устанавливаем взаимосвязь
1
https://educont.ru/courses/list
12
Читаем и устанавливаем взаимосвязь
1
https://educont.ru/courses/list
13
Читаем и устанавливаем взаимосвязь
1
https://educont.ru/courses/list
14
Ищем в тексте сравнения, эпитеты,
олицетворения
1
1
https://educont.ru/courses/list
15
Ищем ошибки в тексте
1
1
https://educont.ru/courses/list
https://educont.ru/courses/list
16
Ищем ошибки в тексте
1
1
https://educont.ru/courses/list
17
Ищем ошибки в тексте
1
1
https://educont.ru/courses/list
18
Сопоставляем информацию разных текстов
1
https://educont.ru/courses/list
19
Сопоставляем информацию разных текстов
1
https://educont.ru/courses/list
20
Сопоставляем информацию разных текстов
1
21
Используем прием проверки достоверности
информации
1
https://educont.ru/courses/list
22
Используем прием проверки достоверности
информации
1
https://educont.ru/courses/list
23
Выполняем задания к тексту. Учимся
проверять себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
24
Выполняем задания к тексту. Учимся
проверять себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
25
Выполняем задания к тексту. Учимся
проверять себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
26
Выполняем задания к тексту. Проверяем
себя
1
27
Выполняем задания к тексту. Проверяем
себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
28
Выполняем задания к тексту. Проверяем
себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
29
Ищем с помощью текста решение
проблемы
1
https://educont.ru/courses/list
30
Ищем с помощью текста решение
проблемы
1
https://educont.ru/courses/list
31
Обсуждаем прочитанное
1
https://educont.ru/courses/list
32
Обсуждаем прочитанное
1
https://educont.ru/courses/list
1
https://educont.ru/courses/list
https://educont.ru/courses/list
33
Резерв
1
34
Резерв
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
https://educont.ru/courses/list
https://educont.ru/courses/list
0
15
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Создаем книгу «Словарь слов, которые мы
узнали, читая тексты»
1
1
https://educont.ru/courses/list
2
Создаем книгу «Словарь слов, которые мы
узнали, читая тексты»
1
1
https://educont.ru/courses/list
3
Проект: создаем книгу «Почему это
происходит»
1
1
https://educont.ru/courses/list
4
Проект: создаем книгу «Почему это
происходит»
1
1
https://educont.ru/courses/list
5
Проект: создаем книгу «Почему это
происходит»
1
1
https://educont.ru/courses/list
6
Проект «Создаем таблицу»
1
1
https://educont.ru/courses/list
7
Проект «Создаем таблицу»
1
1
https://educont.ru/courses/list
8
Читаем и делаем выводы
1
https://educont.ru/courses/list
9
Читаем и устанавливаем взаимосвязь
фактов в научно-популярном тексте
1
https://educont.ru/courses/list
10
Читаем и устанавливаем взаимосвязь
фактов в научно-популярном тексте
1
https://educont.ru/courses/list
11
Читаем и устанавливаем взаимосвязь
событий в художественном тексте
1
https://educont.ru/courses/list
12
Читаем и устанавливаем взаимосвязь
событий в художественном тексте
1
https://educont.ru/courses/list
13
Ищем в тексте сравнения, эпитеты,
1
https://educont.ru/courses/list
метафора, олицетворения
14
Ищем в тексте сравнения, эпитеты,
метафора, олицетворения
1
15
Ищем ошибки в тексте
1
1
https://educont.ru/courses/list
16
Ищем ошибки в тексте
1
1
https://educont.ru/courses/list
17
Сравниваем и противопоставляем
информацию
1
https://educont.ru/courses/list
18
Сравниваем и противопоставляем
информацию
1
https://educont.ru/courses/list
19
Сравниваем и противопоставляем
информацию
1
https://educont.ru/courses/list
20
Ищем противоречия в информации текстов
1
https://educont.ru/courses/list
21
Ищем противоречия в информации текстов
1
https://educont.ru/courses/list
22
Ищем противоречия в информации текстов
1
https://educont.ru/courses/list
23
Выполняем задания к тексту. Учимся
проверять себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
24
Выполняем задания к тексту. Учимся
проверять себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
25
Выполняем задания к тексту. Учимся
проверять себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
26
Выполняем задания к тексту. Проверяем
себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
27
Выполняем задания к тексту. Проверяем
себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
28
Выполняем задания к тексту. Проверяем
себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
29
Ищем с помощью текста решение
1
https://educont.ru/courses/list
https://educont.ru/courses/list
проблемы
30
Ищем с помощью текста решение
проблемы
1
https://educont.ru/courses/list
31
Обсуждаем прочитанное
1
https://educont.ru/courses/list
32
Обсуждаем прочитанное
1
https://educont.ru/courses/list
33
Резерв
1
34
Резерв
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
https://educont.ru/courses/list
https://educont.ru/courses/list
0
16