МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Мокро-Ельмутянская ООШ
Рабочая коррекционно – развивающая программа
педагога - психолога для работы с детьми
ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном
учреждении в условиях ФГОС.
Составил:
Педагог-психолог: Зубкова Т.И.
х. Мокрая Ельмута 2025 г
1
Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение
условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени
нуждается в специальных условиях обучения — детей с ЗПР.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами (далее
— дети с ЗПР) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их
успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной
деятельности.
Этому направлению служит концепция инклюзивности, которая обеспечивает
осуществление лозунга «Образование для всех», предъявленного новому тысячелетию
передовым человечеством планеты. Это обеспечение права на образование каждого
ребенка, независимо от его физических и интеллектуальных способностей.
Изолированность системы специального образования приводит к тому, что ребенок с
особыми образовательными потребностями оказывается исключенным из многих
социальных связей. Дети лишаются информации, доступной их сверстникам, они не
умеют вступать в равноправные отношения с разными людьми. У них нет возможности
для освоения разных социальных ролей, способов сотрудничества с разными людьми. В
результате этого затрудняется их бесконфликтное включение в социум. Принимая во
внимание многообразие социального заказа, который исходит из желания родителей и
возможности детей, при отсутствии необходимых видов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений по месту жительства, решение проблем обучения всех детей
должна взять на себя общеобразовательная школа. Такая школа должна быть обращена
лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать
для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации.
Поэтому, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения,
разработана программа коррекционной работы, предусматривает создание в
образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на
обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении
образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы
с обучающимися общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования;
2
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса»
(постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189)
раздел X.;
Типовое положение об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. №32514-22;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №
220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо
МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ №
199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования (2009 г.);
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ150/06 от 18 апреля 2008 г.);
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля
1998 г. N 124-ФЗ);
Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901 – 6 о психолого– медико–
педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения. Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ –
150/06 о создании условий дляполучении образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детей – инвалидами.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 30 августа 2013 г N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам начального и общего, основного и среднего общего
образования» Федеральный закон то 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ « О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации».
Программа сформирована для контингента детей с ОВЗ, учащихся в учреждении. Всё
большее число ребят относят к группе риска - проблемным: интеллектуально пассивным,
испытывающим трудности в обучении, поведении. Повышенная уязвимость детей из
группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса
с учетом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и
обучения.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей
с ОВЗ и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной
образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в
физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.
Задачи программы:
- своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ЗПР;
- определять особые образовательные потребности детей с ЗПР;
3
- определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой
категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка,
структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую
помощь детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии);
- оказывать
консультативную и методическую помощь родителям (законным
представителям) детей с ЗПР по психологическим, социальным, правовым и другим
вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который
призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ЗПР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в
данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или)
психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения,
защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с
ЗПР в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.
Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы:
- реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным
маршрутом ученика;
- наличие оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии
отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности;
- учет особенностей развития каждого ребенка;
- предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;
- создание условий по охране и укреплению здоровья детей;
- формирование мотивационной готовности к обучению;
4
- развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание,
восприятие, мышление, речь);
- развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения,
умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия;
- совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы;
- коррекция детско-родительских отношений;
Кадровое обеспечение программы:
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое
обеспечение. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями
здоровья основной образовательной программы начального общего образования,
коррекции и развития недостатков их физического и (или) психического развития в
штатном расписании МОБУ Мокро-Ельмутянская ООШ имеется ставка педагогапсихолога. Педагогические работники школы имеют четкое представление об
особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и
реабилитационного процесса.
К числу основных условий необходимых для повышения эффективности обучения и
воспитания детей с ЗПР относятся: - введение системы регулярного, углубленного,
комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов
деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;
- разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных,
образовательных, коррекционных, реабилитационных); - расширение перечня
педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и
родителям;
- развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-медицинские
работники.
Структура и содержание программы:
Пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционноразвивающий, социально-педагогический.
Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического
сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов
сопровождения.
Диагностико-консультативный модуль подразумевает составление программы изучения
ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими
работниками, педагогами-дефектологами) и консультативная деятельность.
Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает
создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и
индивидуально-типологическими особенностями, своевременную специализированную
помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом
5
развитии детей с ОВЗ, способствует формированию универсальных учебных действий у
учащихся.
Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального
образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их
родителям.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия
(УУД):
Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения,
при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую
информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.
Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения
действий и корректировать при необходимости;
Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии. Средствами формирования УУД служат психо-гимнастические
упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные
методы.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику
адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
В основе сопровождения лежит единство четырёх функций: диагностика сущности
возникшей проблемы;
информация о сути проблемы и путях её решения;
консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы;
помощь на этапе реализации плана решения.
Основными направлениями работы психологического сопровождения в течение всего
периода обучения являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности
учащихся.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы,
ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение
школьных психолого-медико-педагогических
консилиумов, больших и малых
педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации,
педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем
межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с
учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
6
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР можно рассматривать как
комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и
родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны
специалистов разного профиля, действующих координировано.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ЗПР в
образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской,
разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса
— учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их
родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с
которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не
квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
2. Изучение истории развития ребёнка. Подробный анализ собирает и анализирует врач.
Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка
(внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и
годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или
некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребёнок
(социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер
воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).
3. Изучение работ ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
4. Непосредственное обследование ребёнка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса
представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического
развития детей.
6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке
сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные
возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся
повторные обследования.
7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных
образовательных маршрутов психолого-педагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком.
Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного
материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка
самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.
7
Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и
родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план
оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и
методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических,
интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени
его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медикопедагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и
возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных
представителей). Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа,
направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей
деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого;
переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие
облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
Учащиеся, занимаются в общих классах по адаптированной образовательной программе
для таких детей— форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи
своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В
школе нет специально отдельно сформированных классов, которые занимаются по
адаптированной программе для детей с ЗПР.
Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на
протяжении всего курса и позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально
посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и
склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение,
способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих
условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных,
существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
-разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции,
позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ЗПР является организация групповых и
индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и
направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков.
8
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и
эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала,
занятия составляются по рекомендациям ПМПК.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и
нарушений
развития, преодоление трудностей
развития),
профилактических
(предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование,
обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах. Началу
коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического
обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития,
сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить
коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с
психологом).
Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля
динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний,
чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в
коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной
работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается
необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу
оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная
работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении
которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию
учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить
ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен
конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность
испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения
таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации,
следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры,
задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали
положительные эмоции.
9
Во время индивидуальных занятий с учениками работает педагог-психолог.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и
развитию ребенка.
Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает
все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и
представлена следующими принципами:
- развитие высших психических функций с опорой на «зону ближайшего развития»;
- воздействие через эмоциональную сферу;
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с
ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками. Вне
зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными
возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с
другими детьми.
Психолог в процессе индивидуальных и групповых занятий для коррекции когнитивной
сферы, эмоционально-личностного развития ребёнка, регуляции собственных действий
использует следующие приёмы: создание положительного эмоционального фона,
заслуженное поощрение, организующую помощь, наращивание темпа деятельности на
доступном материале, привитие навыков самоконтроля.
Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ЗПР планируемых
результатов освоения образовательной программы.
Предложенные в программе упражнения рассчитаны на один год работы со школьниками.
Данные упражнения способствуют развитию высших психических функций ребёнка. И
это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно
развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным.
Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв
в развитии познавательной сферы между детьми.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и
эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала,
занятия составляются по рекомендациям ТПМПК.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
- создание условий для развития сохранных функций;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития; коррекция отклонений в развитии познавательной
и эмоционально-личностной сферы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной
деятельности;
10
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагогапсихолога.
Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития
высших психических функций у детей с ЗПР. Определить результативность проведенной
работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики,
которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты
сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная
нами цель и были ли решены поставленные нами задачи, а так же позволит внести
необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.
11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 10 ЛЕТ С ЗПР (2 КЛАСС)
Программа для детей 8 летнего возраста составлена на основе программно-методических
материалов.
Режим работы: 2 раза/неделю
Продолжительность занятия: 30 мин (15 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 10
мин. игровое взаимодействие)
Форма оценки эффективности коррекционного процесса:
психологическое обследование (первичная, итоговая диагностика)
Блоки
Тема
Кол-во
занятий
Первичная диагностика
I.
Когнитивная
сфера
3
Внимание.
8
Диагностика свойств
внимания. Развитие
произвольности и
свойств внимания с
помощью
психотехнических, нейропсихологических приемов и
кинезиологических
упражнений
12
Игры, упражнения, тесты
(Детский вариант).
Э.Ф. Замбицявичене
«Методика изучения
словесно-логического
мышления»
1. Диагностика свойств
внимания. «Корректурная
проба» Бурдона
2. Комплекс упражнений по
развитию объема и
распределения внимания через
психо-гимнастические
упражнения («колечко», «кулакребро-ладонь»).
3. Комплекс упражнений по
развитию
устойчивости
внимания: «ухо-нос»,
«корректурная проба разные
варианты»
4. Комплекс упражнений на
развитие концентрации
внимания (корректурная проба,
«муха»,).
5. Комплекс упражнений по
развитию переключения
внимания («кулак-реброладонь», «лезгинка», «ухо-нос»).
6.Комплекс упражнений по
развитию наблюдательности
(игра «В гостях у Шерлока
Холмса»).
7. Итоговое занятие по развитию
свойств внимания. Игра
«Разведчики».
Память.
Диагностика
свойств
памяти Развитие памяти
с
помощью
психотехнических
8
приемов. Обучение
рациональной
организации
запоминания.
Мышление. Диагностика
мыслительных
процессов.
Повышение умственной
работоспособности с
помощью
психотехнических
приемов
по
развитию мыслительных
13
1. Диагностика. (А.Р.Лурия
«Заучивание 10 слов»).
2. Упражнения по развитию
зрительной памяти (работа
по
образцу,
воссоздание
мысленных образов: Кубики
Никитина, «Инопланитяне»).
4. Психо-гимнастика
(кинезиологические
упражнения для развития
слуховой
и
моторнослуховой: «Кулак- реброладонь», «Паровозик»). 5.
Упражнения по развитию
ассоциативной и логической
памяти (группировка по
смыслу, ассоциации, по иск
закономерностей,
«ассоциативная память» по
Лурия). 6. Упражнения для
развития опосредованного
произвольного
долговременного
запоминания (смысловые
единицы, таинственные
слова, «заучивание 10 слов»
разные варианты по
Лурия).
10
1. Комплекс диагностических
методик по выявлению
мыслительных процессов.
2.Упражнения по развитию и
закреплению компонентов
наглядно-действенного
мышления через
конструирование.
«Волшебные клеточки»,
процессов (нагляднодейственного, нагляднообразного, словеснологического).
Формирование
у
школьника
положительной
мотивации на
познавательную
деятельность.
Развитие
эмоционально
волевой
и
коммуникативной
сферы
Повышение мотивации
через
- обучения
передачу
положительных эмоций.
Развитие
коммуникативных
навыков, формирование
адаптивных
форм
поведения.
Самопознание себя как
личности
14
«Графические диктанты»,
рисование по образцу с
помощью трафарета,
«Симметрия»,
«Сложи
фигуры» (из палочек,
фигур, деталей). 3.
Комплекс упражнений по
развитию наглядно-образного
мышления.(«на что похоже»,
«Кубики», «Фигуры из
палочек» «Сложи узор».
«Чего больше, чего
меньше?», «Сделай поровну»,
«На сколько больше, на
сколько меньше»
«Кирпичики» Никитина)
4. Комплекс упражнений по
развитию словеснологического мышления.
«Зашифрованное слово»,
«Закончи слово»,
«Составь цыпочку»,
«Подбери слова», «Словаблезнецы», «Дай
определение»….
8
1. Диагностика личностной
сферы (самооценка по
Дембо Рубинштейн;, уровень
тревожности по Филипсу). 2.
Развитие коммуникативных
способностей. Басня «Горная
тропинка»,
«Поступки»,
«Что
случилось?»
3.Формирование
эмоциональной
стабильности,
осознание
эмоций. Сказка
«Ежики», «Ассоциации»
4. Обучение приемам снятия
агрессивных и негативных
эмоций
и
тревожного
состояния.
«Дождь в лесу»,
«Порхание бабочки»
5. Комплекс упражнений на
формирование адекватного
отношения
к
себе.
«Волшебный стул», «Сказка
про Энни».
I.
Когнитивная
сфера
8
Внимание.
Диагностика свойств
внимания. Развитие
произвольности
и
свойств внимания с
помощью
психотехнических,
нейропсихологичес
ких приемов.
Память. Диагностика
свойств памяти
Развитие памяти с
помощью
психотехнических
приемов. Обучение
рациональной
организации
запоминания.
15
6
1. Диагностика свойств
внимания.
(Таблицы
Шульте,
Корректурная
проба Бурдона)
2.Картотека
игр
на
внимание.
3.Упр.
«Рисование с помощью
шаблонов» - нарисовать
картину
с
помощью
шаблонов геометрических
фигур;
аппликация
из
цветной бумаги в виде
сюжета из геометрических
фигур. 4. «Кирпичики»
«кубики для
всех» Никитина.»
1.Выявление
ведущего
типа
памяти
через
диагностику
свойств
памяти.(Тесты
на
смысловую механическую,
долговременную
кратковременную,
зрительную-слуховую
память) 2. Упражнения по
развитию
зрительной
памяти (работа по образцу,
воссоздание
мысленных образов: Кубики
для всех Никитина. Упр.
«Чего не стало», «Найди
сходства и различие»
4. Психогимнастика
(кинезиологич еские
упражнения для развития
слуховой и моторнослуховой памяти «Кулак
ребро-ладонь», «Лезгинка»).
5. Упражнения по развитию
ассоциативной и
логической памяти
(группировка по смыслу,
ассоциации, поиск
закономерностей,
«ассоциативная память» по
Лурия
Развитие
эмоционально волевой и
коммуникативной
сферы
Мышление.
10
Повышение
умственной
работоспособности с
помощью
психотехнических
приемов по
развитию
мыслительных
процессов (нагляднодейственного,
наглядно-образного,
словесно-логического).
Формирование у
школьника
положительной
мотивации на
познавательную
деятельность.
Упражнения по развитию и
закреплению компонентов
наглядно-действенного
мышления через конструи
рование.(Кубики Никитина.
Все варианты.) 3. Комплекс
упражнений по развитию
наглядно-образного
мышления. Все варианты
«Кубики
Никитина»
(«Спички»,
«Тест
Торренса») 4. Комплекс
упражнений по развитию
словесно-логического
мышления.
«Зашифрованное
слово»,
«Закончи слово», «Составь
цыпочку»,
«Подбери
слова», «Слова-близнецы»,
«Дай определение»
Обучение нормам о и 6
социальноправильного
поведения,
формирование
представления
добре и зле, дружбе
взаимопомощи,
социальных
отношениях.
«Снежное королевство» царство холодных
равнодушных людей. Игры
на понимание разных
эмоциональных состоянии,
черт характера. «Морозко»
любит детей, умеющих
вести себя с другими
людьми.
Сказко-терапия,
драматизация,
моделирование
проблемных
ситуаций
«Цветик-семицветик»
девочка помогла исцелить
больного мальчика. Игры
на развитие
быстроты и точности при
действии
наглядных
звуковых или вербальных
сигналов. «Заяц-хваста»
или
Я
хочу
быть
успешным!
Игры
на
понимание
разных
эмоциональных
состояний,
отдельных
черт характера; игры с
условиями: «да» и «нет»
16
не говорите;
Итоговая диагностика
4
Итого
68ч
17
Э.Ф.Замбицявичене.
Методика изучения
умственных способностей
детей 7-10 лет». Тест
Бурдона «Корректурная
проба» буквенный вариант
Итого
Литература, используемая при составлении программы:
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития
школьников. – М., 2000.
2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие
логического мышления. – СПб. 2002.
3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в
начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
4. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. –
М., 1999.
5. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М.,
1993.
6. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/
Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004.
Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.
18
7. Шиманский В.И.,