МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Мокро-Ельмутянская ООШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раскрываем секреты текста
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1-2 класс
х.Мокрая-Ельмута
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты
текста» (далее – программа) реализуется на уровне начального общего
образования с 1 по 4 класс в рамках внеурочной деятельности по
направлению педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих
трудности в обучении.
Программа составлена на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования 2021 года
(ФГОС НОО), а также федеральной образовательной программы начального
общего образования (ФОП НОО)3. Содержание программы направлено на
устранение трудностей овладения младшими школьниками осознанным
чтением и на дальнейшее совершенствование их читательской грамотности.
С 1 по 4 класс программа предусматривает работу по повышению мотивации,
совершенствованию механизма чтения, повышению осознанности чтения,
использованию приемов чтения при решении широкого спектра учебных и
жизненных задач. При создании программы учитывались принципы
дифференциации и индивидуализации, что позволяет оказывать адресную
помощь каждому школьнику. Для оказания педагогической поддержки
младшим школьникам, испытывающим трудности как с освоением
механизма чтения, так и с осознанностью чтения, предусмотрена работа,
обеспечивающая полноценную читательскую деятельность. При отборе
содержания программы были учтены результаты многолетнего исследования
лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования», посвященного выявлению и определению путей
преодоления трудностей младших школьников.
При разработке программы также были приняты во внимание целевые
ориентиры, зафиксированные в Концепции программы поддержки детского и
юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р,
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 6 апреля 2016 г. № 637-р.
Поскольку читательская грамотность является одним из важнейших
компонентов функциональной грамотности, при разработке программы было
принято во внимание появление в ФГОС НОО 2021 г. такого
общесистемного требования к реализации федеральной образовательной
программы начального общего образования, как создание в образовательной
организации условий, обеспечивающих возможность формирования
функциональной грамотности обучающихся, которая рассматривается как
«способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на
основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию».
Программа направлена на формирование читательской грамотности как
одной из базовых составляющих функциональной грамотности и нацелена
на развитие у младших школьников всех групп универсальных учебных
действий. Наибольший развивающий эффект программы связан с
совершенствованием такой подгруппы познавательных учебных действий,
как «работа с информацией». Особое внимание в программе уделено
развитию следующих действий, входящих в эту подгруппу: согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную
информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогом
способа ее проверки; анализировать и создавать текстовую, видео-,
графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные цели курса:
- преодоление имеющихся у младших школьников трудностей чтения;
- улучшение качества чтения, развитие основных читательских умений;
- повышение мотивации к читательской деятельности;
- развитие читательской активности, развитие познавательного
интересак решению учебных и жизненных задач средствами чтения;
- ознакомление с приемами работы с информацией содержащейся в
текстах разных видов;
- развитие учебных действий самоконтроля и самооценивания в процессе
чтения и при выполнении заданий к тексту.
При конструировании программы была учтена сложность и
многогранность такого вида речевой деятельности, как чтение. Опираясь
на утверждение Е.Л. Гончаровой о том, что «процесс читательского развития
может быть описан как становление особой психологической
функциональной системы, отвечающей за превращение содержания текста в
содержание личного, смыслового, познавательного и творческого опыта
читателя (слушателя)», стремясь к становлению у младших школьников
чтения как деятельности, направленной на превращение закодированного в
тексте авторского опыта в личный, смысловой, познавательный и
творческий опыт читателя (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев,
А.Н. Лобок), нельзя было не учитывать и таких составляющих работы по
формированию читательской грамотности, как: зрительное восприятие и
распознавание письменного текста, воссоздание звуковой формы слов по их
графической
(буквенной)
модели
(перекодирование
графически
зафиксированного текста в звучащую речь), осмысленное понимание
письменного текста и извлечение из текста информации, необходимой для
решения учебно-познавательной задачи и разрешения той или иной
жизненной ситуации.
При конструировании содержания программы 1 класса были приняты во
внимание предпосылки овладения навыком чтения, поскольку трудности
овладения чтением в 1 классе в значительной степени обусловлены
несформированностью
у
некоторых
первоклассников
психофизиологических основ чтения – тех процессов, без которых
овладение чтением и дальнейшее его совершенствование невозможны. В
педагогической литературе определены основные условия успешного
овладения навыком чтения: развитие пространственных представлений,
зрительного анализа и синтеза для полноценного зрительного восприятия
текста; общая ориентация в звуковом составе языка, различение в словах
звуков по их дифференциальным признакам; сформированность устной речи,
фонетико-фонематической
ее
стороны (произношения,
слуховой
дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) для
формирования ориентировочной части действия по воссозданию звуковой
формы слова; высокий уровень лексико-грамматического анализа и
синтеза для полноценного понимания прочитанного. Существует тесная
связь трудностей формирования процесса чтения у младших школьников со
сниженным уровнем развития устной речи, несформированностью ряда
невербальных психических процессов (зрительно-пространственных
представлений, слухо-моторных и оптико-моторных координаций),
несформированностью процесса внимания, произвольности. В первом
полугодии 1 класса формируются также такие умения, как выражение своих
мыслей в коротком устном высказывании, восприятие текста на слух и
передачасодержания прослушанного текста.
Освоение младшими школьниками программы предлагаемого курса
будет способствовать развитию таких читательских умений, как поиск
информации, выделение информации, нужной для решения учебной или
жизненной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение
содержащихся в тексте фрагментов информации и идей, их интерпретация;
соотнесение информации разных видов (текстовой, графической и др.),
использование полученной из разного вида текстов информации для
установления несложных причинно-следственных связей, объяснения,
обоснования утверждений, а также для принятия решений в учебных и
жизненных ситуациях.
При построении курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты
текста» выдержан принцип преемственности и перспективности. На уровне
основного общего образования работа по формированию функциональной
читательской грамотности может быть продолжена в рамках курса
внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для
жизни»для обучающихся 5–9 классов1.
Для достижения заявленных целей при конструировании содержания
курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» (1–4 классы)
быливыделены следующие блоки:
«Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи,
опираясь на текст»;
«Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали,
подбираемиллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста,
которые соответствуют иллюстрации»;
«Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте»;
«Соединяем, анализируем, обобщаем»;
«Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму»;
«Проверяем себя: точно ли понят текст».
Выделение этих блоков позволяет
развивать
читательскую
грамотность и предупреждать появление трудностей в процессе овладения
осознанным чтением, устранять имеющиеся проблемы.
Содержание вводного блока «Слушаем текст, готовимся читать»,
реализуемого в период обучения грамоте, связано не только с развитием
восприятия текстов на слух, что, безусловно, важно для будущих
читателей, но и с формированием тех умений, которые составляют
основу чтения. В процессе прослушивания текста и дальнейшей работы с
содержанием этого текста первоклассники закрепляют связи «звук – буква»,
механизм чтения слога, связь зрительного образа слова с его звучанием.
Содержание блока «Как хорошо уметь читать: решаем учебные и
жизненные задачи, опираясь на текст» связано с развитием мотивации к
чтению, преодолением психологических барьеров (в том числе
предубеждением, что читать очень трудно/скучно/неинтересно) и с
созданием ситуаций, разрешить которые можно только с помощью
чтения. В процессе работы с заданиями этого блока младшие школьники
приобретают опыт решения учебных и жизненных задач с помощью
текстов.
Блок «Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали,
подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста,
которые соответствуют иллюстрации» в большей степени направлен на
развитие группы умений извлекать из текста информацию, представленную в
тексте в явном виде, воссоздавать зрительный образ того, о чем говорится в
тексте. Для поддержания интереса к чтению и развитию творческих
способностей детей используется прием создания книг. Включение младших
школьников в продуктивную деятельность, направленную на создание
творческого продукта в виде собственной книги, предполагает подбор
иллюстраций к фрагментам текста, подбор фрагментов текста,
соответствующих предложенной иллюстрации.
Содержание блока «Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте»
направлено на развитие читательского умения формулировать простые
выводы. Развитие данного умения осуществляется с помощью такого приема,
как заполнение небольших смысловых пропусков в тексте с учетом
контекста на уровне абзаца.
Блок «Соединяем, анализируем, обобщаем» включает содержание,
которое направлено на активизацию речемыслительных способностей
читателей, развитие читательских умений интегрировать отдельные
значительные части текста в единое смысловое целое, интерпретировать
содержание текста, выявлять основную идею, если она не выражена в явном
виде.
Блок «Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму»
направлен на формирование умений оценивать содержание и форму текста,
выявлять недостатки специально подобранных текстов и применять
элементарные приемы редактирования текстов. Задания, которые
предлагаются в этой части курса, носят пропедевтический характер,
учитывают особенности восприятия текста обучающимися начальной
школы.
Блок «Проверяем себя: точно ли понят текст» предполагает развитие
регулятивных универсальных учебных действий, умений проверять себя.
Содержание этого блока предполагает выполнение проверочных работ в
течение всего занятия с последующей самопроверкой и обсуждением в
группе правильного выполнения заданий к тексту, выполнение мини-работ,
занимающих по времени небольшую часть занятия. Кроме того, на
каждом занятии предлагаются различные приемы проверки правильности
выполнения заданий к тексту.
Вводимый в программу в 3–4 классах блок «Учимся устанавливать
достоверность информации текста» направлен на отработку универсального
учебного действия распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного способа ее проверки.
Содержание блока позволяет развивать критическое мышление, усваивать
критерии оценки достоверности, овладевать приемами проверки
достоверности. Материалы блока (тексты и задания) спроектированы с
учетом возрастных особенностей восприятия информации младшими
школьниками.
ФОРМЫ
ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАНЯТИЙ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы проведения занятий направлены на включение ребят в активную
познавательную и коммуникативную деятельность при работе с текстами и
заданиями к ним. Такой подход предполагает использование таких
организационных форм, которые дают возможность ученикам высказать свое
мнение, принять участие в обсуждении, поэтому предпочтительны формы,
совмещающие групповую, парную и индивидуальную работу на занятии.
Некоторые занятия курса могут быть проведены в библиотеке школы,
компьютерном классе (это позволит использовать компьютер при освоении
чтения с экрана, оформлять результаты выполнения некоторых заданий,
например при введении ответа на вопросы к тексту с помощью клавиатуры).
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данный курс осуществляется в рамках внеурочной деятельности по
направлению «Педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих
трудности». Занятия проводятся один раз в неделю. в 1 классе – 33 часа, во 2
– 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАСКРЫВАЕМ СЕКРЕТЫ ТЕКСТА»
1 КЛАСС
Слушаем текст, готовимся читать
Восприятие текста на слух. Слушание с визуализацией содержания
(сюжетный рисунок). Слушание и отражение содержания текста с помощью
последовательности сюжетных рисунков по ходу слушания текста и после
его прослушивания (по памяти). Слушание текста и отражение его
содержания с помощью предметных рисунков (последовательность рисунков
отражает логику текста). Участие в коллективном обсуждении
прослушанных и прочитанных текстов, доказательство собственной точки
зрения с опорой на текст. Ответы на вопросы по прослушанному тексту.
Придумывание вопросов по содержанию воспринятого на слух текста.
Разыгрывание диалогов из текста. Воспроизведение услышанного текста с
опорой на серию сюжетных рисунков или последовательность предметных
рисунков. Воспроизведение прослушанного текста с опорой на ключевые
слова.
Создание небольшого устного рассказа о книге, прослушанной в
исполнении педагога или родителей.
Игры, развивающие зрительную память и внимание. Игры, предполагающие
чтение слогов и слов.
Создание книжек-картинок с подписями из одного слова.
Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем
иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые
соответствуют иллюстрации
Иллюстрирование книг-малышек: 1) превращение черно-белой
иллюстрации в цветную с опорой на содержание предложения под
иллюстрацией: информационный поиск конкретных сведений, о которых
сообщается
в
предложении;
2)
дорисовывание
незаконченных
иллюстраций с опорой на содержание предложения под иллюстрацией:
информационный поиск конкретных сведений, о которых сообщается в
предложении.
Изготовление книжек-малышек. Организация работы двумя разными
способами: 1) изготовление книги на основе заготовки, в которой
представлена серия сюжетных картинок, отражающих содержание текста,
и набор полосок с небольшими фрагментами текста, каждый из которых
необходимо соотнести с картинкой; 2) изготовление книги на основе
заготовки: на каждой странице написан небольшой фрагмент текста и
оставлено место для иллюстрации, предложен набор отдельных рисунковиллюстраций к каждому фрагменту текста, необходимо верно соотнести
текст и иллюстрации.
Приемы коллективного создания книги: соотнесение подписей
(слов) и предметных рисунков; соотнесение подписей (предложений) и
сюжетных рисунков; составление из набора слов предложений для подписей
под сюжетными рисунками.
Определение времени и места происходящих событий, на которые есть
прямое указание в тексте, размещение текста в нужном разделе книг,
создаваемых своими руками: «Рассказы о разных временах года», «В
лесу, в горах, в море».
Игровое задание «Ищем ошибки художников».
Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте
Поиск в тексте нужного предложения и выписывание из него
определенного фрагмента.
Поиск в тексте примеров, подтверждающих утверждение.
Установление
несложных
причинно-следственных
связей
на
основанииинформации, содержащейся не более чем в одном абзаце текста.
Поиск
примеров
действий
героя,
которые
соответствуют
определенной характеристике.
Соединяем, анализируем, обобщаем
Установление связи фрагментов разных частей текста для
определенияпричины произошедших событий.
Определение последовательности событий, о которых рассказано в
тексте, отражение последовательности событий с помощью ключевых слов.
Выявление причины произошедших в тексте событий, совершенных
героями текста поступков.
Использование
информации
из
текста
для
объяснения
предложеннойв задании ситуации.
Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму
Поиск в тексте фактических ошибок и их исправление.
Поиск в тексте случаев нарушения речевого этикета и их исправление.
Проверяем себя: точно ли понят текст
Сравнение собственных ответов на вопросы к тексту с предложенными
эталонными ответами. Выявление расхождений. Обращение к фрагменту
текста, в котором содержится информация, необходимая для выполнения
задания.
Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь
на текст
Работа над мотивацией к чтению, в том числе через восприятие на
слух и собственное чтение художественных текстов, в которых герои находят
выход из сложившейся проблемной ситуации именно благодаря умению
читать.
Моделирование ситуации, когда именно умение читать помогает
обучающимся выполнить задание.
2 КЛАСС
Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем
иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые
соответствуют иллюстрации
Выбор из предложенных иллюстраций тех, которые точно
соответствуют тексту: опора на детали, описание которых есть в тексте.
Иллюстрирование фрагментов текста: поиск конкретных сведений,
которых сообщаются в тексте.
Поиск в художественном тексте описания внешности героя, поиск в
научно-популярном тексте описания объекта. Подбор иллюстраций или
самостоятельное иллюстрирование.
Оформление иллюстрированной мини-энциклопедии «Что такое? Кто
такой?» Выделение в тексте слов, важных для подбора/создания
иллюстраций с опорой на текст.
Создание проекта «Книга о словах»: художественное оформление
страницы книги, посвященной выбранному слову.
Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте
Поиск в тексте объяснения значения не часто употребляемых в речи слов.
Соотнесение многозначного слова и значения, в котором это слово
использовано в тексте.
Поиск в тексте фразеологического оборота, определение значения
фразеологического оборота с опорой на текст.
Формулирование простых выводов на основе информации,
полученнойиз текста.
Ответы на вопросы по содержанию текста, требующие простого
вывода,несложного умозаключения.
Заполнение пропусков в тексте с опорой на информацию,
содержащуюся в абзаце.
Соединяем, анализируем, обобщаем
Осмысление последовательности событий, о которых говорится в тексте.
Заполнение пропусков в вопросном плане текста с четкой логикосмысловой структурой.
Заполнение пропусков в номинативном плане текста с четкой
логико-смысловой структурой.
Выявление черт характера героя произведения.
Сравнение по предложенным критериям двух героев одного и того же текста.
Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму
Поиск в тексте примеров использования слов в прямом и
переносномзначении.
Выявление в тексте средств художественной выразительности
(сравнение, эпитет). Объяснение уместности их употребления.
Поиск в тексте средств изображения героев и выражения их чувств. Поиск в
тексте фактических ошибок.
Поиск в тексте ошибок в построении словосочетаний и предложений
(в рамках изученного) и их исправление.
Проверяем себя: точно ли понят текст
Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами, в том
числе сопоставление собственных развернутых ответов с предложенными
вариантами ответов. Выявление расхождений, установление причины
расхождения.
Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь
на текст
Ориентация в содержании книги по оглавлению, аннотации,
предисловию, условным обозначениям.
Обсуждение прослушанных и прочитанных текстов с соблюдением
правилречевого этикета.
Создание небольшого устного рассказа о прочитанной книге.
Использование предлагаемой дополнительной справочной литературы
для получения информации в соответствии с учебной задачей.
Моделирование ситуации, когда именно умение читать помогает
обучающимся найти выход из проблемной жизненной ситуации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к изучению истории и культуры Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, любви, доброжелательности;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков героев художественных произведений.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать
свое отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта чтения художественной литературы.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в
том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества.
Экологическое воспитание:
Бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отраженных в
текстах;
Ценности научного познания:
Развитие собственных познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии при чтении текстов;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах при чтении текстов;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы при чтении текстов.
Базовые исследовательские действия:
проводить по предложенному плану несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения
и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения
(опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции при обсуждении прочитанных текстов;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое
мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных
задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность
выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для
преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу изучения курса внеурочной деятельности в 1 классе обучающийсянаучится:
подтверждать ответ примерами из текста;
создавать высказывания по содержанию воспринятого на слух текста; воспроизводить прослушанный текст с
опорой на серию сюжетных
рисунков или последовательность предметных рисунков; воспроизводить услышанный текст с опорой на
ключевые слова;
выявлять в прослушанном или прочитанном тексте слова, значение которых неизвестно или требует
уточнения;
устанавливать несложные причинно-следственные связи на основании информации, содержащейся не более
чем в одном абзаце текста;
устанавливать связи фрагментов разных частей текста для определенияпричины события;
фиксировать последовательность событий текста с помощью ключевых слов, нумерации основных событий
текста;
использовать информацию из текста для объяснения предложеннойситуации.
2 КЛАСС
К концу изучения курса внеурочной деятельности во 2 классе
обучающийся научится:
находить конкретные сведения, которые сообщаются в тексте, для выбора иллюстрации или самостоятельного
иллюстрирования фрагментов текста;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе полученнойиз текста информации;
обращаться к словарю для уточнения значения слова;находить в тексте описание героя;
определять последовательность событий прочитанного текста;
составлять вопросный план текста, в котором выделены смысловые части(текст разделен на абзацы);
составлять номинативный план текста, в котором выделены смысловыечасти (текст разделен на абзацы);
понимать фактическое содержание текста, его смысл;
устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками; сравнивать героев одного произведения по
предложенным критериям; создавать высказывание на заданную тему по содержанию текста (не менее
3 предложений);
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносномзначении;
находить в тексте явные фактические и грамматические ошибкии исправлять их (в рамках изученного);
находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение,эпитет);
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество
часов
Основное содержание
Основные виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Участвуют в
коллективном
обсуждении
прочитанных
учителем текстов.
Отвечают на
вопросы по
прослушанному
тексту. Совместная
работа: создают
книжки-картинки с
подписями из
одного слова.
Участвуют в играх,
развивающих
зрительную память
и внимание.
Участвуют в играх,
предполагающих
чтение слогов и
слов.
https://educont.ru/courses/list
Преобразовывают
https://educont.ru/courses/list
1
Слушаем текст,
готовимся читать
8
Восприятие текста на слух.
Слушание с визуализацией
содержания (сюжетный
рисунок).Участие в
коллективном обсуждении
прослушанных и
прочитанных текстов,
доказательство собственной
точки зрения с опорой на
текст. Ответы на вопросы по
прослушанному тексту.
Создание книжек-картинок с
подписями из одного слова.
Разыгрывание диалогов из
текста. Игры, развивающие
зрительную память и
внимание. Игры,
предполагающие чтение
слогов и слов.
2
Книги, сделанные
7
Иллюстрирование книг-
3
своими руками:
замечаем в тексте
детали, подбираем
иллюстрации к
фрагменту текста,
ищем фрагменты
текста, которые
соответствуют
иллюстрации
малышек: 1) превращение
черно-белой иллюстрации в
цветную с опорой на
содержание предложения
под иллюстрацией:
информационный поиск
конкретных сведений, о
которых сообщается в
предложении;
2. дорисовывание
незаконченных
иллюстраций с
опорой на
содержание
предложения под
иллюстрацией:
информационный
поиск конкретных
сведений, о которых
сообщается в
предложении.
черно-белые
иллюстрации в
цветные с опорой
на содержание
предложения под
иллюстрацией:
осуществляют
информационный
поиск конкретных
сведений, о
которых
сообщается в
предложении.
Дорисовывают
незаконченные
иллюстрации с
опорой на
содержание
предложения под
иллюстрацией:
осуществляют
информационный
поиск конкретных
сведений, о
которых
сообщается в
предложении.
Делаем выводы,
заполняем пропуски в
тексте
Поиск в тексте нужного
предложения и выписывание
из него определенного
Осуществляют
поиск в тексте
нужного
4
https://educont.ru/courses/list
фрагмента. Поиск в тексте
примеров, подтверждающих
утверждение.
4
Соединяем,
анализируем, обобщаем
3
Установление связи
фрагментов разных частей
текста для определения
причины произошедших
событий. Определение
последовательности
событий, о которых
рассказано в тексте,
отражение
последовательности
событий с помощью
ключевых слов. Выявление
причины произошедших в
тексте событий,
совершенных героями текста
поступков.
предложения и
выписывают из
него определенный
фрагмент.
Осуществляют
поиск в тексте
примеров,
подтверждающих
утверждение.
Устанавливают
связи фрагментов
разных частей
текста для
определения
причины
произошедших
событий.
Определяют
последовательность
событий, о которых
рассказано в тексте,
передают
последовательность
событий с
помощью
ключевых слов, с
помощью
нумерации
основных событий
текста. Выявляют
https://educont.ru/courses/list
причины
произошедших
событий,
совершенных
героями текста
поступков.
5
Делаем текст лучше:
совершенствуем
содержание и форму
4
Поиск в тексте фактических
ошибок и их исправление.
Поиск в тексте случаев
нарушения речевого этикета
и их исправление.
Осуществляют
поиск в тексте
фактических
ошибок.
Предлагают
варианты их
исправления.
https://educont.ru/courses/list
Сравнивают
собственные
ответы на вопросы
к тексту с
предложенными
эталонными
ответами.
Обращаются к
фрагменту текста, в
котором
содержится
информация,
необходимая для
выполнения
задания.
https://educont.ru/courses/list
Обсуждают в
https://educont.ru/courses/list
6
Проверяем себя: точно
ли понят текст
3
Сравнение собственных
ответов на вопросы к тексту
с предложенными
эталонными ответами.
Обращение к фрагменту
текста, в котором
содержится информация,
необходимая для
выполнения задания.
7
Как хорошо уметь
2
Работа над мотивацией к
читать: решаем
учебные и жизненные
задачи
8
Резерв
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
чтению, в том числе через
восприятие на слух и
собственное чтение
художественных текстов, в
которых герои находят
выход из сложившейся
проблемной ситуации
именно благодаря умению
читать. Моделирование
ситуации, когда именно
умение читать помогает
обучающимся выполнить
задание.
2
33
Подведение итогов года
группах
содержание
текстов, в которых
герои находят
выход из
сложившейся
проблемной
ситуации благодаря
умению читать.
Осуществляют
поиск выхода из
проблемной
ситуации с
помощью
информации
текста.
Участие в
викторине.
https://educont.ru/courses/list
2 КЛАСС
№
п/п
1
Наименование разделов и
тем программы
Книги, сделанные своими
руками: замечаем в тексте
детали, подбираем
иллюстрации к фрагменту
текста, ищем фрагменты
текста, которые
соответствуют иллюстрации
Количество
часов
8
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Выбор из
предложенных
иллюстраций тех,
которые точно
соответствуют
тексту: опора на
детали, описание
которых есть в
тексте.
Иллюстрирование
фрагментов текста:
поиск конкретных
сведений, которых
сообщаются в
тексте. Поиск в
художественном
тексте описания
внешности героя,
поиск в научнопопулярном тексте
описания объекта.
Подбор
иллюстраций или
Выбирают из
предложенных
иллюстраций те,
которые точно
соответствуют
тексту, опираясь на
детали, описание
которых есть в
тексте.
Иллюстрируют
фрагменты текста:
осуществляют поиск
конкретных
сведений, которые
сообщаются в тексте.
Осуществляют поиск
описания внешности
героя в
художественном
тексте. Подбирают
иллюстрации или
самостоятельно
иллюстрируют
https://educont.ru/courses/list
самостоятельное
иллюстрирование.
2
Делаем выводы, заполняем
пропуски в тексте
4
Поиск в тексте
объяснения
значения не часто
употребляемых в
речи слов.
Соотнесение
многозначного
слова и значения, в
котором это слово
использовано в
тексте. Поиск в
тексте
фразеологического
оборота,
определение
значения
фразеологического
оборота с опорой на
текст.
прослушанный или
прочитанный текст.
Осуществляют поиск
в научно-популярном
тексте описание
объекта. Подбирают
иллюстрации или
самостоятельно
иллюстрируют
прослушанный или
прочитанный текст.
Осуществляют поиск
в тексте объяснения
значения не часто
употребляемых в
речи слов. Соотносят
многозначное слово и
значение, в котором
это слово
использовано в
тексте.
Осуществляют поиск
в тексте
фразеологического
оборота, определяют
значение
фразеологического
оборота с опорой на
текст.
https://educont.ru/courses/list
3
4
Соединяем, анализируем,
обобщаем
Делаем текст лучше:
совершенствуем содержание
и форму
4
Осмысление
последовательности
событий, о которых
говорится в тексте.
Заполнение
пропусков в
вопросном плане
текста с четкой
логико-смысловой
структурой.
Заполнение
пропусков в
номинативном
плане текста с
четкой логикосмысловой
структурой.
Выявление черт
характера героя
произведения.
Определяют
последовательность
событий, о которых
говорится в тексте.
Заполняют пропуски
в вопросном плане
текста с четкой
логико-смысловой
структурой.
Формулируют
пункты плана.
Заполняют пропуски
в номинативном
плане текста с четкой
логико-смысловой
структурой.
https://educont.ru/courses/list
6
Поиск в тексте
примеров
использования слов
в прямом и
переносном
значении.
Выявление в тексте
средств
художественной
выразительности
Осуществляют поиск
в тексте примеров
использования слов в
прямом и переносном
значении. Опознают
в тексте средства
художественной
выразительности
(сравнение, эпитет).
Объясняют
https://educont.ru/courses/list
(сравнение, эпитет).
Объяснение
уместности их
употребления.
Поиск в тексте
средств
изображения героев
и выражения их
чувств. Поиск в
тексте фактических
ошибок.
5
Проверяем себя: точно ли
понят текст
6
Сопоставление
собственных
ответов с
предложенными
ответами, в том
числе
сопоставление
собственных
развернутых
ответов с
предложенными
вариантами
ответов. Выявление
расхождений,
установление
причины
расхождения.
уместность их
употребления (в
рамках изученного).
Осуществляют поиск
в тексте средств
изображения героев и
выражения их
чувств.Осуществляют
поиск в тексте
фактических ошибок.
Предлагают варианты
их исправления.
Выполняют
проверочную работу.
Осуществляют
проверку.
Самостоятельно
выявляют
расхождения между
собственным ответом
и эталонным ответом
на вопросы.
https://educont.ru/courses/list
6
Как хорошо уметь читать:
решаем учебные и
жизненные задачи, опираясь
на текст
4
Обсуждение
прослушанных и
прочитанных
текстов с
соблюдением
правил речевого
этикета.
Использование
предлагаемой
дополнительной
справочной
литературы для
получения
информации в
соответствии с
учебной задачей.
Моделирование
ситуации, когда
именно умение
читать помогает
обучающимся
найти выход из
проблемной
жизненной
ситуации.
7
Резерв
2
Подведение итогов
года.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
Ориентируются в
содержании книги по
оглавлению,
аннотации,
предисловию,
условным
обозначениям.
Участвуют в
обсуждении
прослушанных и
прочитанных текстов
с соблюдением
правил речевого
этикета. Составляют
небольшой устный
рассказ о
прочитанной книге.
https://educont.ru/courses/list
Участие в викторине.
https://educont.ru/courses/list
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Слушаем текст,
выкладываем
последовательность
картинок
1
2
Слушаем текст,
выкладываем
последовательность
картинок
1
1
https://educont.ru/courses/list
3
Слушаем текст,
выкладываем
последовательность
картинок
1
1
https://educont.ru/courses/list
4
Слушаем текст,
выкладываем
последовательность
картинок
1
1
https://educont.ru/courses/list
5
Разыгрываем диалоги
1
https://educont.ru/courses/list
6
Разыгрываем диалоги
1
https://educont.ru/courses/list
7
Рассказываем об
услышанном
1
https://educont.ru/courses/list
8
Рассказываем об
1
https://educont.ru/courses/list
https://educont.ru/courses/list
услышанном
9
Иллюстрируем книжкумалышку
1
1
https://educont.ru/courses/list
10
Иллюстрируем книжкумалышку
1
1
https://educont.ru/courses/list
11
Иллюстрируем книжкумалышку
1
1
https://educont.ru/courses/list
12
Создаем книжки малышки
1
1
https://educont.ru/courses/list
13
Создаем книжки малышки
1
1
https://educont.ru/courses/list
14
Создаем книги «Рассказы о
разных временах года», «В
лесу, в горах, в море»
1
1
https://educont.ru/courses/list
15
Создаем книги «Рассказы о
разных временах года», «В
лесу, в горах, в море»
1
1
https://educont.ru/courses/list
16
Читаем и делаем выводы
1
https://educont.ru/courses/list
17
Читаем и делаем выводы
1
https://educont.ru/courses/list
18
Читаем и ищем в тексте
примеры
1
https://educont.ru/courses/list
19
Читаем и ищем в тексте
примеры
1
https://educont.ru/courses/list
20
Читаем и определяем
причину событий
1
https://educont.ru/courses/list
21
Читаем и определяем
причину событий
1
https://educont.ru/courses/list
22
Читаем и объясняем
ситуацию
1
https://educont.ru/courses/list
23
Ищем фактические ошибки
1
24
Ищем фактические ошибки
1
25
Ищем в тексте примеры
нарушения речевого этикета
1
https://educont.ru/courses/list
26
Ищем в тексте примеры
нарушения речевого этикета
1
https://educont.ru/courses/list
27
Выполняем задания к тексту.
Учимся проверять себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
28
Выполняем задания к тексту.
Учимся проверять себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
29
Выполняем задания к тексту.
Проверяем себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
30
Ищем с помощью текста
решение проблемы
1
https://educont.ru/courses/list
31
Ищем с помощью текста
решение проблемы
1
https://educont.ru/courses/list
32
Резерв
1
33
Резерв
1
https://educont.ru/courses/list
1
1
https://educont.ru/courses/list
https://educont.ru/courses/list
https://educont.ru/courses/list
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Иллюстрируем книги
1
1
https://educont.ru/courses/list
2
Иллюстрируем книги
1
1
https://educont.ru/courses/list
3
Иллюстрируем книги
1
1
https://educont.ru/courses/list
4
Создаем иллюстрированную миниэнциклопедию «Что такое? Кто такой?»
1
1
https://educont.ru/courses/list
5
Создаем иллюстрированную миниэнциклопедию «Что такое? Кто такой?»
1
1
https://educont.ru/courses/list
6
Работаем над проектом «Книга о словах»
1
1
https://educont.ru/courses/list
7
Работаем над проектом «Книга о словах»
1
1
https://educont.ru/courses/list
8
Работаем над проектом «Книга о словах»
1
1
https://educont.ru/courses/list
9
Делаем выводы о значении слова в тексте
1
https://educont.ru/courses/list
10
Делаем выводы о значении слова в тексте
1
https://educont.ru/courses/list
11
Читаем и делаем выводы
1
https://educont.ru/courses/list
12
Читаем и делаем выводы
1
https://educont.ru/courses/list
13
Определяем последовательность событий,
составляем план текста
1
https://educont.ru/courses/list
14
Определяем последовательность событий,
составляем план текста
1
https://educont.ru/courses/list
15
Читаем и сравниваем
1
https://educont.ru/courses/list
16
Читаем и сравниваем
1
https://educont.ru/courses/list
17
Ищем в тексте сравнения и эпитеты
1
https://educont.ru/courses/list
18
Ищем в тексте сравнения и эпитеты
1
https://educont.ru/courses/list
19
Ищем фактические ошибки
1
https://educont.ru/courses/list
20
Ищем фактические ошибки
1
https://educont.ru/courses/list
21
Ищем в тексте грамматические ошибки
1
https://educont.ru/courses/list
22
Ищем в тексте грамматические ошибки
1
23
Выполняем задания к тексту. Учимся
проверять себя
1
24
Выполняем задания к тексту. Учимся
проверять себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
25
Выполняем задания к тексту. Учимся
проверять себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
26
Выполняем задания к тексту. Проверяем
себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
27
Выполняем задания к тексту. Проверяем
себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
28
Выполняем задания к тексту. Проверяем
себя
1
1
https://educont.ru/courses/list
29
Ищем с помощью текста решение
проблемы
1
https://educont.ru/courses/list
30
Ищем с помощью текста решение
проблемы
1
https://educont.ru/courses/list
31
Рассказываем о прочитанном
1
https://educont.ru/courses/list
32
Рассказываем о прочитанном
1
https://educont.ru/courses/list
33
Резерв
1
34
Резерв
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
https://educont.ru/courses/list
https://educont.ru/courses/list
1
https://educont.ru/courses/list
https://educont.ru/courses/list
0
15