Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы любим русский язык" 1-4 класс 2023-2024 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Мокро-Ельмутянская ООШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык»
для обучающихся 1- 4 класса

х. Мокрая Ельмута 2023г

Раздел I. «Пояснительная записка»
Рабочая программаданного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального
общего образования»;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от
29.05.2015
№ 996-р; СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ.
Актуальность данной программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны родителей и опирается на
анализ работы учителя начальных классов. В школу поступают дети с разной интеллектуальной подготовкой (слабый
фонематический слух, низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь, небольшой
словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая
внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению
родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических
навыков.
Цель курса: формировать основы предметных знаний, умений и навыков по русскому языку, а также общеучебных умений,
необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования.
Задачи:
 способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
 пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
 совершенствование общего языкового развития учащихся;
 способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

 способствовать развитию смекалки и сообразительности.
 приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Учебный курс предназначен для обучающихся 1–2-х классов, 3-4 классов, рассчитан на 1 час в неделю/ 34 часа в год, в соответствии
с календарным учебным графиком МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ рабочая программа по данному курсу рассчитана на 1 -2 класс
– 34 часа, 3-4 класс – 34 часа. Таким образом, рабочая программа по данному курсу рассчитана на 34 часа.
.
«Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности»
1-2 класс

Тема 1.В Страну Слов. Первые встречи. (2ч.)
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды».
Тема 2.Чудесные превращения слов. (4ч.)
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.
Шибаева.
Тема3-4.В гости к Алфавиту. (5ч)
Чтение отрывка из книги С. Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Игры
«Волшебный колодец», «Помоги Р». Прощание с Азбукой.
Тема 5.К тайнам звуков и букв. (10ч.)
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование
стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 6.Чудеса в Стране Слов. ( 10ч.)
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Головоломка. Слова – синонимы. Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай ка!» со словами – антонимами.
Тема7.Конкурс знающих. (1ч.)
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову».
Тема 8. Итоговое занятие. Необычный урок. (2ч.)
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами. Инсценирование рассказов, рассказов.

Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу
Обучающиеся должны знать:
 Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
 Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Обучающиеся должны уметь:
 Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
 Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
 Составлять текст по вопросам учителя.
 Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Формы проведения занятий
 лекции;
 практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и
поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
 анализ и просмотр текстов;
 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Основные методы и технологии
 технология разноуровневого обучения;
 развивающее обучение;
 технология обучения в сотрудничестве;
 коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития
универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся.

3-4 класс
Техника и выразительность речи.
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация:
сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения.
Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов.
Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте,
определять значение и назначение, использоватьпри создании текста в художественном стиле.Крылатые слова. Умение определять
значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.Научные слова. Умение выделять их в тексте,
объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как
живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.Знакомство с происхождением
некоторых антропонимов и топонимов.Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую
принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно
употреблённые слова,устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов,
составлять текств заданном стиле.Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и
явлений, рассуждение в художественном и научномстилях. Умение составлять повествование с элементами описания.Связь между
предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте
спараллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые
слова в диалоге сучётом речевой ситуации.
Виды и формы учебной деятельности
Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности обучающихся:
- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер
взаимоотношений –

взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
- групповая работа в малых группах
- командные игры, когда класс делится на две команды.
- при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (хутору) и в музеи.
На них ученики знакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые,
могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира;
активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
«Результаты освоения курса»
1-2 класс
Личностные результаты:


осознавать роль языка и речи в жизни людей;



эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;



понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;



высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:



определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;



учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;



учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:



находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;



делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:



оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);



слушать и понимать речь других;



учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4 класс
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж) отработка
навыков самостоятельной
и групповой работы.
Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для
формирования этих
действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроках.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
-Уметь донести свою позицию до собеседника;
-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между
участниками проекта; в) понимать
общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).

Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
«Тематическое планирование»
1-2 класс
Количество часов
№
п/п

1-2

Наименование разделов и тем программы

В страну слов. Первые встречи.

Всего

2

3-6

Чудесные превращения слов.

4

7-11

В гости к Алфавиту.

5

12-21

К тайнам звуков и букв.

10

22-31

Чудеса в Стране Слов.

10

32

Конкурс знающих.

1

33-34

Итоговое занятие. Необычный урок.

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Контрольные
работы

34

3-4 класс

Практические
работы

2
4
5
10
10
1
2

0

34

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

http:// schoolcollection. edu .
http:// schoolcollection. edu .
http:// schoolcollection. edu .
http:// schoolcollection. edu .
http:// schoolcollection. edu .
http:// schoolcollection. edu .
http:// schoolcollection. edu .
.

Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

1

Речь

16

2

Текст.

10

3

Стили речи.

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Контрольные
работы

Практические
работы

16
10
8

0

34

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

http:// schoolcollection. edu .
http:// schoolcollection. edu .
http:// schoolcollection. edu .

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-2 класс
Количество часов
№
п/п

1-2

Тема урока

В страну слов.
Первые встречи.

Всего

4

В гости к
Алфавиту.

5

1221

К тайнам звуков
и букв.

10

2231

Чудеса в Стране
Слов.

10

32

Конкурс
знающих.

1

7-11

Итоговое
занятие.
Необычный
урок.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

3334

Практические
работы

2

Чудесные
превращения
слов.

3-6

Контрольные
работы

2

ЦОР по русскому языку
для начальной школы.

4

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

5

10

10

1

2

34

0

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

2

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

34

ЦОР по русскому языку
для начальной школы.

3-4 класс
Количество часов
№
п/п

1
2

3

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Многозначные
слова.

1

1

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

Омонимы,
омоформы,
омофоны.

1

1

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

1

1

ЦОР по русскому
языку для начальной

Фразеологизмы.

4
5
6

7

8

9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19

Сравнения.

школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

1

1

1

1

1

1

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

1

1

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

1

1

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Темы текстов.
Опорные слова.

1

1

Связь
предложений в

1

1

Олицетворения.
Изобразительновыразительные
средства языка.
Эпитеты.
Слова
нейтральные и
эмоционально
окрашенные.
Слова
нейтральные и
эмоционально
окрашенные.
Откуда приходят
слова.
Откуда приходят
слова.
Этимология.
Как тебя зовут?
Наши фамилии.
Топонимы.
Устаревшие слова.
Сочинение по
картине В.М.
Васнецова
«Богатыри».
Типы текстов.

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

тексте.
20

21

22

23

24

25

26

27

Цепная связь
предложений в
тексте.

1

1

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

Цепная связь
предложений в
тексте.

1

1

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

Параллельная
связь
предложений в
тексте.

1

1

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

Сочинение по
картине В.Е.
Маковского
«Свидание».

1

1

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

1

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

1

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

1

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.

Единый
временной план
текста.

1

Единый
временной план
текста.

1

Единый
временной план
текста.

1

Стили речи.

1
1

28

Стили речи.

1
1

29
30

Культура
общения.

1

Научный стиль.

1

1

1

31

Словари.

1
1

32

Проверь себя.

1
1

33
34

К тайнам нашего
языка.

1

Итоговое занятие.

1

1

1

34

0

34

ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.
ЦОР по русскому
языку для начальной
школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».