Рабочая программа по ОБЖ 7 класс 2023-2024 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
РОО Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Мокро-Ельмутянская ООШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 445686)
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 7 класса

х. Мокрая Ельмута 2023 - 2024

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»
Личностные результаты
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основкультурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократическихи традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувстваответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,языковое, духовное многообразие современного мира;
4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве с о
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. формирование
ценности
здорового
и
безопасного
образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
2

1. Умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8. смысловое чтение;
9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
1.
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2. формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3. понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
4. понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
3

5. понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6. формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7. формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8. понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
9. знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности,
общества и государства;
10. знание мер безопасности и правил поведения и умение
их применять в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11. умение оказать первую помощь пострадавшим;
12. умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределѐнности;
13. умение
принимать
обоснованные
решения
в
конкретной опасной ситуации с учѐтом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14. овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с
учѐтом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Раздел II. Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
МОДУЛЬ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Человек и его безопасность
Опасности в жизни человека. Опасные и чрезвычайные ситуации. Источники опасных ситуаций. Возникновение опасныхситуаций из-за человеческого фактора.
Основные правила безопасного поведения в различных ситуациях. Понятия «безопасность»,
«безопасность жизнедеятельности». Правила безопасности жизни. Краткие сведения о системе государственной защиты в области безопасности.
Разновидности чрезвычайных ситуаций. Понятие «чрезвычайная ситуация». Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные
ситуации социального характера.
МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Здоровье и факторы, влияющие на него
Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Определения понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое здоровье. Духовное здоровье. Неразрывная связь физического и духовного здоровья.
Как сохранить здоровье. Режим дня. Отдых. Сон как важнейший признак здоровья. Правильная
и неправильная осанка при ходьбе и при работе за письменным столом. Близорукость и дальнозоркость. Развитие физическихкачеств (сила, быстрота, выносливость). Малоподвижный образ
жизни. Двигательная активность. Закаливание и закаливающие процедуры. Питание. Вода, белки, витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы — необходимые элементы, требующиеся для развития организма.
Личная гигиена. Определение понятия «гигиена». Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор одежды по сезону. Правила гигиены на каждый день.
Предупреждение вредных привычек. Вред табакокурения и употребления спиртных напитков. Негативное отношение к приѐмунаркотических и токсикоманических веществ.
Основные правила здорового образа жизни.
4

Здоровье и правила его сбережения
Факторы, способствующие сбережению здоровья. Правильное и неправильное питание. Закаливание организма. Факторы, разрушающие здоровье. Долгое сидение за компьютером. Избыточный вес.
Профилактика вредных привычек. Вред от употребления алкогольных напитков, табака, наркотиков. Игромания. Компьютернаяигровая зависимость. Как избежать этой зависимости.
Как избежать отрицательного воздействия окружающей среды на развитие и здоровье чело
века. Физические, химические и социальные антропогенные факторы окружающей среды.
Экологическая безопасность.
Правила личной гигиены при занятиях туризмом. Правильный выбор одежды и обуви по сезону
для участия в походе. Соблюдение правил личной гигиены в походе.
Туризм как часть комплекса ГТО.
Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения
Эпидемии. Понятия «эпидемия», « пандемия». Пандемия к о р он а в и р ус а .
Правила профилактики коронавируса.
Эпизоотии. Понятия «эпизоотический очаг», «панзоотия». Признаки инфекционных заболеваний животных
Эпифитотии. Понятия «эпифитотия», «панфитотия». Признаки инфекционных заболеваний
растений.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения. Защита от
эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
Здоровье и здоровый образ жизни
Зависимость благополучия человека от его здоровья. Как сформировать индивидуальную модель здорового образа жизни. Как избежать инфекционныхзаболеваний. Влияние вредных привычек на здоровье человека. Табакокурение. Электронные сигареты. Не употребляйте алкогольные напитки. Наркозависимость.
Здоровье как важная составляющая благополучия человека. Физиологическая составляющая
здоровья. Психологическая составляющая здоровья. Нравственная составляющая здоровья.
Что включает в себя здоровый образ жизни. Обязательные правила при составлении режима
дня. Преодоление социальных опасностей, угрожающих здоровьюи жизни.
Значение репродуктивного здоровья для населения страны.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. Улучшение демографической ситуации на
государственном уровне.
Семейно-брачные отношения. Репродуктивная функция семьи. Что нужно понимать перед тем,
как создать семью.
Семейное право в Российской Федерации. Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
Безопасное поведение на дорогах и в транспорте
Правила поведения для пешеходов. Дорожная разметка. Регулирование дорожного движения.
Пешеходные переходы (регулируемые и нерегулируемые). Пешеходная, вело пешеходная и велосипедная дорожки. Дорожные знаки (восемь групп). Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика. Движение пешеходов в городе и по загородным до рогам.
Правила поведения для пассажиров. Общественный транспорт. Школьный автобус. Правила,
которые необходимо выполнять пассажирам трамваев, троллейбусов, автобусов, метрополитена.
Если вы водитель велосипеда. Движение велосипедистов согласно Правилам дорожногодвижения Российской Федерации. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Требования к
техническому состоянию велосипеда.
Безопасность участников дорожного движения.
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и аварийные ситуации. Правила безопасного
5

поведения пассажира при передвижении на автомашине. Обязанности водителя, попавшего в
ДТП. Кнопка SOS в автомобиле. Аварийные ситуации в городском общественном транспорте.
Безопасность на авиационном и водном транспорте. Что делать в случае возникновении аварийной ситуации в самолѐте. Безопасность пассажировморских и речных судов. Как вести себя
при кораблекрушении.
Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом и метрополитеном
Ситуации, связанные с железнодорожным транспортом. Зоны опасности на железной дороге.
«Зацеперы». Поездка в поезде дальнего следования. Аварийная ситуация в поезде дальнего
следования.
Безопасность в метрополитене.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»
Безопасность вашего жилища
Среда обитания человека. Особенности сельских поселений. Особенности городов как среды
обитания (смог,переработка и хранение бытовых отходов, шум и другие проблемы).
Службы, которые всегда приходят на помощь.
Правила вызова экстренных служб. Единый номер 112.Основные правила безопасности на
улице. Безопасность в вечернее время. Безопасность в толпе.
Безопасность дома. Источники опасности в современном жилище. Бытовой газ— источник
повышенной опасности. Гигиена жилища.
Безопасность в подъезде и на игровой площадке. Основные правила безопасности в подъезде
и лифте, которые надо соблюдать, чтобы неподвергнуться нападению. Основные правила безопасного поведения на игровой площадке.
Как вести себя при пожаре. Правила поведения, если пожар в квартире. Рекомендации, как избежать пожара.
Безопасность в повседневной жизни
Пожарная безопасность в помещениях. Пожар на кухне, на балконе. Меры предосторожности
при работе с печью.
Электробезопасность в повседневной жизни. Меры предосторожности при использовании
электроприборов.
Средства бытовой химии.
Безопасность в быту
Обеспечение личной безопасности в быту. Пользование водопроводом, канализацией и мусоропроводом.Употребление лекарств. Потеря ключей.
Пожары в зданиях. Основные причины пожаров в зданиях. Основные поражающие факторы
пожара. Правила использования электроприборов. Как вести себя при пожаре в общественном
месте.
Предупреждение пожаров и меры по защите населения. Пожарная профилактика. Основные
задачи пожарной охраны. Государственная противопожарная служба (ГПС), еѐ функции.
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
Безопасность в криминогенных ситуациях
Как избежать контактов со злоумышленниками и преступной средой.
Понятие «криминогенная ситуация». Разновидности преступлений. Правила безопасного поведения на улице, в образовательной организации, дома, которые необходимо соблюдать,
чтобы не стать жертвой злоумышленников.
Советы на всю жизнь. Полезные правила, которые помогут детям и подросткам избежать криминальных угроз.
Как улучшить отношения с окружающими
6

Стресс и стрессовые ситуации. Как снизить влияние стресса на поведение и общее состояние человека. Методы самовнушения, само убеждения и само приказа в борьбе со стрессом.
Конфликт — особенности общения. Как избежать конфликтной ситуации. Побег из дома. Единый общероссийский телефон довериядля детей, подростков и их родителей.
Безопасность в социальных сетях. Как не стать жертвой принуждения к самоубийству (суициду). Как противостоять опасностямвовлечения в группы смерти.
Опасности вовлечения в экстремистские субкультуры
«Колумбайн» и «скулшутинг» — опасные враги общества. Признаки агрессивного поведения
у подростков. Не позволяйте собой манипулировать. Какпротивостоять манипуляциям в информационной среде.
Противодействие вовлечению в криминальные сообщества. Признаки воздействия криминальных сообществ научащихся. Что нужно делать, чтобы снизить риск попадания под влияние
криминальных структур.
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
Экстремизм и терроризм — угрозы личности, обществу и государству
Что такое экстремизм. Понятия «экстремизм», «экстремистская деятельность». Опасные формы экстремистской деятельности. Ответственность за экстремистскую деятельность.
Терроризм — крайняя форма экстремизма.
Понятие «терроризм». Различные виды террористической деятельности. Ложные сообщения о терактах. Формы проявления терроризма. Ответственность несовершеннолетних за участие в террористической деятельности.
Правила безопасного поведения при угрозе или совершении террористического акта. Признаки
наличия взрывного устройства. Правила поведения в различных ситуациях, связанных с проявлением террористической деятельности.
Терроризм — угроза обществу и каждому
Как государство борется с терроризмом. Государственное законодательство о борьбе с терроризмом. Основные задачи Национальногоантитеррористического комитета(НАК).
Особенности современного терроризма. Виды современной террористической деятельности.
Телефонные террористы.Как не стать пособником террористов.
Как действуют вербовщики террористических организаций. Статьи Уголовного кодекса Росси йской Федерации, предусмотренные за террористическую деятельность, в том числе для
лиц, которым исполнилось на момент преступления 14 лет.
Формирование антитеррористического поведения.
Противодействие экстремизму и терроризму
Терроризм — угроза национальной безопасности России. Основные нормативно-правовые акты по противодействию экстремизму и терроризму.
Федеральные законы «О противодействии
экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму» и другие документы.
Общегосударственное противодействие терроризму.
Основные задачи противодействия терроризму. Основные направления предупреждения
(профилактики) терроризма. Силовые ведомства, привлекаемые к антитеррористической деятельности.
Противодействие вовлечению в сообщества экстремистской направленности.
Праворадикальные сообщества. Леворадикальные сообщества. Как избежать вовлечения в
радикальные сообщества и не попасть под влияние экстремистской идеологии. Общие правила Интернет-безопасности с целью противостояния экстремизму и терроризму.
Правила поведения в различных ситуациях, связанных с антитеррористической безопасностью. Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным
устройством. Захват в заложники.
Правила поведения при захвате самолѐта террористами. Обеспечение безопасности при перестрелке.
7

МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМПРОСТРАНСТВЕ»
Безопасность в информационной среде
Что такое информационная среда.
Понятия «информационная среда», «информационная безопасность». Основные источники информации.
Безопасное использование информационных ресурсов. Понятие «киберзависимость». Правила
безопасности для защиты от информационных угроз и опасностей.
Безопасность в Интернете
Информационная безопасность. Информационная безопасность детей. Угроза информационной безопасности. Основные правила поведения в социальных сетях.
Компьютерная игромания.
Признаки заболевания у подростков, слишком увлечѐнных компьютерными играми.
Деструктивное поведение в социальных сетях. Как не стать жертвой кибербуллинга. Понятия
«буллинг», «кибербуллинг». Способы избежать контактов с компьютерными агрессорами.
Как не стать жертвой мошенничества в социальных сетях. Как распознать действия кибермошенников. Как защитить свои денежные средства прииспользовании платѐжных средств в
Интернете.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях
Как погодные условия могут влиять на безопасность человека. Ветер. Гроза. Молния. Правила поведения при грозе. Гололѐд и гололедица.
Безопасное поведение на водоѐмах. Правила поведения на замѐрзшем водоѐме. Безопасность
при купании в водоѐмах летом.
Стихийные бедствия и связанные с ними опасности. Землетрясение. Наводнение. Ураган. Сель.
Оползень. Правила поведения во время стихийных бедствий.
Безопасное поведение на природе
Безопасное поведение в туристских походах. Основные меры безопасности в туристских походах. Если турист отстал от группы.
Виды туристских походов. Однодневные и многодневные, местные и дальние туристские походы.
Как ориентироваться на местности. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по природным признакам. Ориентирование по местным признакам. Способы определения сторон горизонта по компасу, небесным светилами карте.
Подготовка к проведению туристского похода. Руководитель похода и его обязанности. Санитар и его обязанности. Состав аптечки первойпомощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в зависимости от вида похода.
Приметы, по которым можно определить погоду. Как развести костѐр при разной погоде.
Выбор места для костра и его розжиг. Виды костров.
Если в лесу вас застигла гроза. Признаки приближающейся грозы. Правильное размещение в
укрытии во время грозы.
Правила безопасного поведения в различных видах походов
Советы на всю жизнь. Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий турист. Техника движения по равнинной ипересечѐнной местности. Устройство бивака.
Лыжные походы. Особенности снаряжения. Организация движения.
Горные походы. Организация движения при подъѐме и спуске.
Водные походы. Способы и средства самопомощи и взаимопомощи в водных походах. Плавучие средства. Общий распорядок ходового дня. Правила действия во время аварии судна.
Безопасное поведение при автономном существовании
Поведение человека в условиях автономного существования в природной среде. Факторы, способствующие и препятствующие выживанию при автономном существовании.
Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде. Характерные особенно8

сти добровольного и вынужденного существования в природе.
Организация ночлега при автономном существовании. Сооружение временного жилища. Добывание огня с помощью различных предметов.
Как добыть питьѐ и пищу в условиях автономии. Растения, грибы, орехи, которые можно употреблять в пищу. Очистка и обеззараживание вод.
Как подать сигналы бедствия. Различные средства аварийной сигнализации.
Опасные встречи в природных условиях
Безопасность при встрече с дикими животными. Правила поведения при встрече с дикими
животными (лосем, кабаном, волком, медведем и др.
Безопасность при встрече со змеѐй.
Защита от комаров, мошки и других насекомых. Профилактика клещевого энцефалита. Клещевой вирусный энцефалит, его переносчики, места и время передачи, последствия заболевания. Способы удаления клещей с тела.
Чрезвычайные ситуации природного характера
Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Землетрясение. Правила при подготовке к землетрясению. Что нужно делать вовремя землетрясения.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Извержения вулканов. Оползни, обвалы. Что нужно делать при поступившем сигнале о начале стихийного бедствия геологического
происхождения. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. Ураганы и бури.
Смерчи. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях метеорологическогопроисхождения.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. Наводнения, их виды. Сели. Цунами. Снежные лавины. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения.
Защита от землетрясений и ликвидация их последствий. Защита от вулканических опасностей,
оползней и обвалов.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического и гидрологического происх
ождения.
Защита от ураганов, бурь, смерчей. Защита от наводнений. Мероприятия по защите от селей.
Мероприятия по защите от цунами. Защита от снежных лавин.
Природные пожары
Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары. Правила безопасности при возникновении лесных и торфяных пожаров.
Защита населения от лесных и торфяных пожаров. Средства и способы, которые используются при тушении лесных пожаров.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХСИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА»
Производственные аварии и их опасность для жизни, здоровья и благополучия человека
Химические производства и связанные с ними опасности.
Понятие «химическое заражение местности». Хлор и аммиак — аварийно химически опасные
вещества (АХОВ). Правила действия после оповещения об аварии и угрозе химического заражения.Индивидуальные средства защиты.
Ядерные объекты и их опасности. Радиационно опасный объект. Радиационная авария. Правила безопасного поведения в условиях радиационной обстановки.
Гидротехнические сооружения и их опасности. Понятие «гидродинамическая авария». Правила
безопасного поведения в условиях гидродинамической аварии.
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Первая помощь и правила еѐ оказания
Основные правила оказания первой помощи. Цель оказания первой помощи. Неотложные состо9

яния, при которых необходимо оказывать помощь. Телефоны для вызова скорой медицинской
помощи. Средства из домашней аптечки, которые нужно использовать при оказании первой помощи.
Первая помощь и взаимопомощь при ожоге. Виды ожогов в зависимости от травмирующего
источника, воздействующего на кожу (термические, электрические, лучевые, химические). Поверхностные и глубокие ожоги. Правилапервой помощи при различных видах ожогов.
Первая помощь при отравлениях. Различные пути попадания яда в человеческий организм. Правила безопасности дляпредупреждения случаев отравления.
Первая помощь при отравлении минеральными веществами и бытовой химией.
Первая помощь при травмах. Понятия «ушиб», «травма». Первая помощь при ушибах и ссадинах.
Первая помощь при чрезвычайных ситуациях. Правила оказания первой помощи в условиях различных чрезвычайных ситуаций.
Важность своевременного оказания первой помощи. Первая помощь при электротравме.
Первая помощь при кровотечении. Наружные и внутренние кровотечения. Виды кровотечения
— капиллярное, венозное, артериальное, смешанное. Способы временной остановки наружного
кровотечения. Оказание первойпомощи при носовом кровотечении.
Первая помощь при ушибах и переломах.
Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение.
Способы транспортировки пострадавшего.
Первая помощь в природных условиях Народные средства первой помощи.
Средства для остановки кровотечения, от кашля, от воспаления. Первая помощь при травматических повреждениях.
Первая помощь при травме конечностей, при повреждении глаз и носа. Иммобилизация при
травме конечностей.
Первая помощь при солнечном и тепловом ударе.
Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге. Психологическая поддержка пос
традавшего.
Оказание первой помощи
Значение первой помощи при неотложных состояниях. Средства, рекомендуемые для оказания первой помощи.Оказание первой помощи при травмах. Переломы, вывихи, растяжения.
Оказание первой помощи при утоплении, остановке сердца и коме.
Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.Первая помощь при массовых поражениях людей.
Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути. Действия по удалению инородного тела.
Первая помощь при отсутствии сознания и остановке дыхания.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХМЕСТАХ»
Безопасность в криминогенных ситуациях
Как избежать встречи с преступником. Безопасность на улице. Безопасность в городском
транспорте. Как обеспечить свою безопасность в квартире. Осторожно: мошенничество.
Как избежать встречи с наркоторговцем. Понятие «наркотизм». Противодействие наркотизму.
Безопасность в учебном и производственном процессах
Безопасность на уроках и переменах. Безопасность на практических занятиях.
Защита прав потребителей в Российской Федерации
Права потребителя на безопасность товара. Основные положения Федерального закона «О
защите прав потребителей».
Защита прав потребителей при использовании приобретѐнного товара. Безопасность товара
(работы, услуги). Информация о товарах (работах, услугах). От чегозависит уровень защищѐнности потребителя от опасного товара.
Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям. Права потребителя при об10

наружении в товаре недостатков. Замена товара ненадлежащего качества.
Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
МОДУЛЬ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В
ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий
Разновидности чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Аварии и катастрофы в современной промышленности и энергетике. Аварии на радиационно
опасных объектах и защита населения от их последствий.
Понятие «радиационная защита». Источники облучения. Правила поведения при аварии на
радиационно опасном объекте. Меры радиационной защиты населения.
Аварии на химически опасных объектах и защита населения от их последствий.
Источники химической опасности для населения. Правила поведения в зоне химической аварии. Правила поведения при движении по заражѐнной территории. Средства индивидуальной защиты населения от АХОВ.
Аварии на взрывопожароопасных объектах и защита населения от их последствий. Пожары и
взрывы с тяжѐлыми социальными и экономическими потерями. Четыре класса опасностей производственных объектов. Средства защиты населения. Как вести себя при взрыве.
Аварии на гидротехнических сооружениях и защита населения от их последствий. Виды гидротехнических сооружений. Основные причиныаварий на плотинах. Меры по защите населения.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Сигнал «Внимание всем!». Общероссийская комплексная система информирования иоповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Действия по сигналам
гражданской обороны.
Виды и способы эвакуации населения. Организация эвакуации населения по производственнотерриториальному принципу. Виды эвакуации в зависимости от сроков проведения. Локальная, местная, региональная эвакуация. Особенности организации и осуществления эвакуационных мероприятий при авариях и катастрофах. Действия после получения информации об
эвакуации.
Инженерные сооружения для защиты населения. Инженерная защита населения и еѐ функции.
Защитные
сооружения гражданской обороны. Противорадиационные укрытия(ПРУ). Простейшие укрытия.
Национальная безопасность Российской Федерации на современном этапе Нормативноправовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества, государства.
Права и обязанности граждан в области безопасности
жизнедеятельности, изложенные в документах государственного законодательства (Конституция Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и
др.).
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.Основные угрозы военной безопасности Российской Федерации. Основные внешние военные опасности. Основные внутренние военные опасности. Основные военные угрозы.
МОДУЛЬ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Антропогенное влияние на окружающую среду и безопасность
Источники загрязнения окружающей среды. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Типовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
Правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
11

Безопасное поведение в местах с загрязнѐнной атмосферой. Безопасное поведение в местах с
загрязнѐнной водой. Безопасное поведение в местах с загрязнѐнной почвой.
МОДУЛЬ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Гражданская оборона. Система управления гражданской обороной. Мероприятия по гражданской обороне. Подготовка населения в области гражданской обороны. Задачи в области гражданской обороны. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны. Силы гражданской обороны. Деятельность МЧС
России.
Структура и основные задачи МЧС России. Основные функции МЧС России.
Основные функции РСЧС.
Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС.
Примерная тематика практических занятий
Разработка маршрута туристского похода.
Ориентирование на местности (по карте, компасу, местным предметам, природным признакам).
Сооружение жилища для автономного существования. Оказание первой помощи при травмах.
Оказание первой помощи прикровотечениях. Оказание первой помощи при ожоге.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Оказание первой помощи при электр
отравме. Оказание помощи и самопомощи при инфекционных заболеваниях.Работа с типовыми
приборами для контроля окружающей среды.

Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе по основам
безопасности жизнедеятельности
 Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через использование
воспитательного потенциала уроков «Основы безопасности жизнедеятельности».
 Эта работа осуществляется в следующих формах:
 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
 — обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на уроке; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
 Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока.
 Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
12

 Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
 Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
 Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
 Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

13

№

1.
2.
3.
4.

Раздел III. Тематическое планирование учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»
Коли- Дата проведения
Тема
чество
план
фак
часов
Модуль 1 «Безопасность в социуме»
Тема 1 Как улучшить отношения с окружающими (4 ч)
Стресс и стрессовые ситуации
1
6.09
Как снизить влияние стресса на поведение и общее состоя1
13.09
ние человека
Конфликт - особенности общения
1
20.09
Безопасность в социальных сетях
1
27.09
Модуль 2 «Безопасность в быту (аварийные ситуации, пожары)
Тема 2 Безопасность в повседневной жизни (3 ч)

5.
6.

Пожарная безопасность в помещениях
Электробезопасность в повседневной жизни

Средства бытовой химии
Модуль 3 «Безопасность на транспорте»
Тема 3 Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным
транспортом и метрополитеном (2 ч)
8.
Ситуации, связанные с железнодорожным транспортом
7.

9.

Безопасность в метрополитене

14

1
1

4.10
11.10

1

18.10

1

25.10

1

8.11

Модуль 4 «Безопасность в общественных местах»
Тема 4 Безопасность в криминогенных ситуациях (2 ч)
10.
Как избежать встречи с преступником
11.
Как избежать встречи с наркоторговцем
Модуль 5 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»

1
1

15.11
22.11

1
1

29.11

1

13.12

15.

Виды современной террористической деятельности
Телефонные террористы
Как не стать пособником террористов

1

20.12

16.

Формирование антитеррористического поведения

1

27.12

17.

Тестовая работа №1. Человек и его безопасность.

1

10.01

1

17.01

1

24.01

12.
13.
14.

18.
19.

Тема 5 Терроризм — угроза обществу и каждому человеку (6 ч)
Как государство борется с терроризмом
Особенности современного терроризма

Модуль 6 «Безопасность в природной среде»
Тема 6. Чрезвычайные ситуации природного характера (7 ч)
Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Землетрясение

6.12

20.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.
Извержение вулканов. Оползни. Обвалы

1

31.01

21.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.

1

7.02

22.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического
происхождения

1

14.02

23.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического и гидрологического происхождения

1

21.02

24.

Тестовая работа №2. ЧС природного характера.

1

28.02

Модуль 6 «Безопасность в природной среде»
Тема 6 Чрезвычайные ситуации природного характера. Природные пожары (2 ч)
25.
Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары
1
26.
Защита населения от лесных и торфяных пожаров
1
Модуль 7 «Здоровье и как его сохранить»
Тема 7 Чрезвычайные ситуации биолого - социального происхождения (3 ч)
27.
28.
29.

Эпидемии. Эпизоотии
Эпифитотии
Защита населения от чрезвычайных ситуаций биолого- социального происхождения

15

1
1
1

6.03
13.03

20.03
3.04
10.04

Модуль 8 «Основы медицинских знаний»
Тема 8 Первая помощь и правила еѐ оказания
30.
31.
32.
33.
34.

Важность своевременного оказания первой помощи
Первая помощь при электротравме
Первая помощь при кровотечении
Первая помощь при ушибах и переломах
Контрольное тестирование за курс 7 класса
Всего часов:

1
1
1
1
1
34

17.04
24.04
8.05
15.05
22.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс/ Хренников Б.О.,
Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В.; под редакцией Егорова С.Н.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Основы безопасности жизнедеятельности, 7 классы/ Виноградова Н.Ф.,
Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В. и другие, Общество с ограниченной
ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

resh.edu.ru
uchi.ru
foxford.ru
infourok.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».