МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Мокро-Ельмутянская ООШ
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6012983)
Ритмика.
для обучающихся 2класса
х. Мокрая Ельмута 2025
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями занятия ритмикой во 2
классе могут быть конкретизированы и обозначены следующими разделами: «Музыка и
движение», «Музыка и танец», «Музыка, танец и музыкальные инструменты», «Музыка,
движение и речь». Форма организации занятий - групповая (участвует весь класс).
Основные виды деятельности, которые реализуются на занятиях ритмикой
являются: игры под музыку, ритмико-гимнастические движения, танцевальные движения,
восприятие музыки (определение ее характер, темпа, плавности), общеразвивающие
движения. Эти виды деятельности относятся к обязательным и должны реализовываться
практически на каждом занятии.
Игры под музыку усложняются, от имитационных игр можно постепенно
переходить к играм с правилами, где музыка (ее наличие или отсутствие) помогают
определить изменение движений, их характера. В игре обучающиеся учатся выполнять
движения в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко,
умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Выразительная и эмоциональная
передача в движениях игровых образов может достигаться с помощью игр-миниатюр.
Расширяется диапазон ритмико-гимнастических движений, которыми должны
овладеть обучающиеся с ЗПР. Можно вводить такие разнообразные перекрестные
движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в
сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием
левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным
подниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под
музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа
музыкального сопровождения. Выполнение движений должно быть в заданном темпе и
после остановки музыки. Продолжается совершенствование навыков ходьбы и бега.
Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну,
цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в
колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.
Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их,
собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
На каждом занятии ритмикой обязательно уделяется внимание развитию общих
движений, для этого проводится комплекс общеразвивающих упражнений. Разведение рук
в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами.
Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны
туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с
движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей
предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без
сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в
исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке.
Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Обязательными являются
упражнения на выработку осанки. Занятия ритмикой должны начинаться с разминки,
которую может проводить как педагог, так и кто-то из обучающихся.
В процессе изучения новых танцев обязательно осуществляется восприятие
музыки, анализируется ее характер, темп, плавность и т.д. Это способствует большему
осознанию замысла танца, вызывает эстетические чувства при прослушивании музыки.
Важны упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и
мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Необходимо учить
прохлопыванию ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
За сет расширения ритмо-гимнастических движений обогащается репертуар
танцевальных движений: построения и перестроения, поскоки, притопывания, хлопки,
кружение, раскачивания и т.д. Такие элементы используются при постановке танцев.
В зависимости от целей и задач конкретного занятия педагог может отводить на
каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению). Структура
занятий предполагается достаточно свободная, позволяющая сформировать необходимые
умения и навыки. В начале и в конце каждого занятия должны быть упражнения на снятие
напряжения, расслабление, успокоение.
Каждое занятие предполагает повторение пройденного на предыдущих. Это
обязательно для занятий ритмикой, так как основная его часть включает как повторение,
так и изучение нового материала. Большинство упражнений выполняется под музыку.
Раздел "Музыка и движение" реализуется в течение первой четверти и включает
повторение пройденного в первом классе. Необходимо вспомнить с обучающимися не
только отдельные танцевальные движения и сами танцы, но и игры под музыку, в которые
нравилось играть детям с ЗПР. Также важно повторить ранее изученные построения и
перестроения. Обязательной составляющей раздела является введение новых понятий:
"позиция рук", "позиция ног", "линия танца" и другие. Если в первом и первом
дополнительном классах обучающиеся повторяли движения по показу, то во втором
классе для некоторых позиций вводится словесное обозначение (например: "Встаньте в
первую позицию"). Также этот раздел предполагает изучение новых танцев с
использованием каких-либо предметов. Это позволяет вырабатывать согласованные
движения не только ног, но и рук, головы, держать туловище в определенной позе так,
чтобы предмет было видно зрителям, что помогает создать художественный образ в танце.
Занятия по этому разделу завершаются обобщающим занятием, на котором обучающиеся
должны продемонстрировать освоенные движения.
Раздел "Музыка и танец" реализуется в течение всей второй четверти и часть
третьей. Основная цель этого раздела не только освоить разные танцы, но и подготовить
обучающихся к выступлениям на праздничных концертах. В первую очередь изучаются
танцы с предметами (в том числе и в парах). Также предлагаются танцы, включающие
построения и перестроения, притопывания, поскоки, хлопки и т.д. Необходимо учить
таким элементам как тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий
шаг, неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Более сложными являются
такие танцевальные движения как поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки, переменные
притопы, прыжки с выбрасыванием ноги вперед.
Для каждого времени года предлагается постановка своего танца, что способствует
расширению представлений об окружающем мире у обучающихся с ЗПР. Обучению
танцам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения
отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая
мелодия, в которой отражены особенности движения. Танцевальные движения не должны
быть слишком сложными, очень хорошо, если определенный комплекс танцевальных
движений будет повторяться в танце несколько раз. Это облегчит процесс изучения
танцевальных
движений
и
будет
способствовать
успешности
выступлений
на
праздничных концертах.
В третьей четверти еще завершается освоение раздела "Музыка и танец" и
реализуется следующий, более сложный раздел "Музыка, танец и музыкальные
инструменты". У обучающихся с ЗПР необходимо формировать связь между музыкой и
движениями (ритмико-гимнастические упражнения, танец), движениями и речью
(ритмодекламации). После того как сформированы базовые умения, коррекционное
содержание ритмики усложняется. Основная работа направлена на развитие «тройных»
связей: музыки, танца и игры на музыкальных инструментах или декламации песен с
комплексом танцевальных упражнений под музыкальное сопровождение.
Данный и следующий раздел "Музыка, движение, речь" посвящены формированию
именно таких сложных связей. Вся предварительная работа проводилась целенаправленно
и должна способствовать их появлению и закреплению. Поэтому вся четвертая четверть
посвящена ритмодекламациям и декламациям песен под музыку с выполнением
танцевальных движений. Для более успешного выполнения таких заданий предлагается
сначала выполнять упражнения в хороводе. Это способствует более быстрому
закреплению сложных действий. Весь коррекционный процесс завершается отчетным
концертом. Это не только подведение итогов, но и отображение личностных результатов
занятий ритмикой, так как появляется удовлетворение не только от технического
исполнения танцев, но и формируются эстетические чувства красоты и гармонии.
Изучение курса «Ритмика» тесно связано с изучением учебных предметов
«Музыка», «Физическая культура», а также курсом «Психокоррекционные занятия». Его
реализация может быть связана с выполнением программы формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни, направленной на поддержание
физического и психологического здоровья обучающихся.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на
физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких
психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее
начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые
изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий
выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру
мелодии, развивают у обучающихся активность и воображение, координацию и
выразительность движений.
Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» традиционно включается в
содержание образования обучающихся с ЗПР. Он является необходимым, потому что
типичная для детей эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные
двигательные расстройства, проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно легко
корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся
воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и
спокойные мелодии), усваивают ритм и пр. Благодаря этому развивается не только
чувство ритма, музыкальный слух и память, эстетический вкус, но и создаются
предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии.
Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в
формировании
активность
системы
произвольной
регуляции:
дети
соотносят
двигательную
с музыкой, они подчиняются сложным инструкциям, воспроизводя
определенную последовательность движений, а также постепенно автоматизируют
сложные двигательные акты (последовательность движений). Улучшается также
ориентировка в пространстве, в т.ч. ее базовый уровень – ориентировки в схеме тела.
Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у
них развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается
жизненный тонус.
Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением.
Последнее развивает слуховую память, способствует четкой артикуляции звуков,
выполняет
психокоррекционную
функцию.
Отмечено,
что
занятия
ритмикой
положительно влияют на состояние познавательной сферы, а также развивают творческое
воображение.
Музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы оказывать
дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений подбирается в
зависимости
от
состава
обучающихся
в
конкретном
классе,
доминирующего
эмоционального состояния детей.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности.
Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и
пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий,
дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Приведенная примерная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 раз в
неделю). По продолжительности занятия во 2 классе в соответствии с ПрАООП
составляют 40 минут. Курс реализуется во внеурочной деятельности, часы на его
реализацию фиксированы в учебном плане.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Общая цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной активности
обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.
В соответствии с обозначенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР особыми
образовательными потребностями определяются общие задачи коррекционного курса:
- развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
- развитие выразительности движений и самовыражения;
- развитие мобильности;
- коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер
благодаря согласованному воздействию музыки и движения;
- развитие общей и речевой моторики;
- развитие ориентировки в пространстве;
- формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья.
В соответствии с целью и задачами коррекционного курса "Ритмика" для
обучающихся во 2 классе планируются следующие личностные и метапредметные
результаты.
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире проявляется в:
- интересе к новому содержанию и способам решения проблем, приобретении новых
знаний и умений на занятиях ритмикой,
- старательности, подчинении дисциплинарным требованиям, адекватной эмоциональной
реакции на похвалу и порицание на занятиях ритмикой;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей проявляется в:
- появление эстетических чувств красоты и гармонии в процессе прослушивания музыки и
исполнения танца;
- заинтересованность в процессе прослушивания музыкальных произведений, просмотра
концертов, разглядывания произведений искусства и музыкальных инструментов.
- стремление к совершенствованию своих способностей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях проявляется в:
- умении слушать и выполнять инструкции взрослого;
- умение координировать свои усилия с усилиями других,
- согласованно выполнять необходимые действия, не разрушая общего замысла танца,
находясь в паре и в малой группе.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям проявляется в:
- знание о том, что ритмика является одной из составляющих здорового образа жизни;
- стремлении к доступному физическому совершенствованию;
- позитивном отношении к занятиям ритмикой;
- появлении мотивации достижения результата на уроках ритмики.
Примеры оценки личностных результатов.
Параметр: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Дескрипторы и критерии их оценки:
Интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретении новых знаний
и умений на занятиях ритмикой:
0 баллов - не проявляет интереса к новому содержанию и способам решения проблем, с
большим трудом приобретает новые знания и умения на занятиях ритмикой;
1 балл - приобретает знания и умения на занятиях ритмикой, но практически не проявляет
интерес к новому содержанию и способам решения проблем.
2 балла - проявляет интерес к новому содержанию и способам решения проблем,
приобретает знания и умения на занятиях ритмикой.
Старательность, подчинение дисциплинарным требованиям, адекватная эмоциональная
реакция на похвалу и порицание на занятиях ритмикой:
0 баллов - не соблюдает дисциплинарные требования, не старается на занятиях, проявляет
неадекватные реакции на похвалу и порицание в процессе занятий ритмикой;
1 балл - соблюдает дисциплинарные требования, старается на занятиях, но проявляет
неадекватные реакции на похвалу и порицание в процессе занятий ритмикой;
2 балла - соблюдает дисциплинарные требования, старается на занятиях, стремится к
проявлению адекватных реакций на похвалу и порицание в процессе занятий ритмикой.
Метапредметные результаты, которые можно сформировать на занятиях ритмикой:
Регулятивные универсальные учебные действия:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации проявляется:
- умении определять мелодию, ее темп, силу, ритм и подчинять свои движения этим
характеристикам музыки;
- умении осуществлять построения и перестроения в соответствии с задачами,
поставленными взрослым;
- умение планировать свои движения при выполнении имитационных и вольных
упражнений.
- умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и
точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в
движении простейший ритмический рисунок;
готовность
слушать
собеседника
и
вести
диалог;
готовность
признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
проявляется в:
- учитывать выделенные педагогом ориентиры, выполнять движения по подражанию, по
образцу, заданному взрослым;
- умение задавать вопросы, при возникновении трудностей взрослому или партнеру по
занятиям;
- умение согласованно выполнять общеразвивающие, ритмико-гимнастические и
танцевальные упражнения в паре, в группе.
Познавательные универсальные учебные действия:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления
причинно-следственных связей проявляется в:
- умении принимать правильное исходное положение и совершать движения в
соответствии с содержанием и особенностями музыки;
- умении организованно строиться и перестраиваться (быстро, точно);
- умении сохранять правильную дистанцию в колонне парами и в танце;
- умении самостоятельно определять нужное направление движения не только по
словесной инструкции педагога, но и по звуковым и музыкальным сигналам;
- умении соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять
общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
- стремлении правильно и точно выполнять упражнения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих проявляется в:
- умении договариваться и приходить к общему решению в процессе изучения танца, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
- умении согласованно выполнять необходимые действия, не разрушая общего замысла
танца, находясь в паре и в малой группе.
Личностные универсальные учебные действия:
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха проявляются в:
- умении принимать помощь взрослого, в стремлении подражать движениям взрослого в
танце;
- умении замечать и исправлять свои ошибки, стремиться к многократным повторениям
определенных движений.
Примеры критериев оценки дескрипторов метапредметных результатов.
Умение определять мелодию, ее темп, силу, ритм и подчинять свои движения этим
характеристикам музыки (регулятивные универсальные учебные действия):
0 баллов - самостоятельно выполнять не может;
1 балл - с ошибками и неточностями справляется, требуется помощь взрослого;
2 балла - справляется достаточно часто с минимальной помощью взрослого или
самостоятельно.
Умение принимать правильное исходное положение и совершать движения в
соответствии с содержанием и особенностями музыки (познавательные универсальные
учебные действия):
0 баллов - не умеет выполнять;
1 балл - умеет принимать исходное положение, старается совершать движения в
соответствии с музыкой, но получается редко;
2 балла - умеет принимать исходное положение, успешно совершает движения в
соответствии с музыкой.
В конце 2-го класса обучающийся должен научиться:
- соблюдать требования к занятиям ритмикой, знать, что можно делать и что - нельзя;
- определять характер, темп и плавность музыки;
- играть в игры под музыку;
- прохлопать простой ритмический рисунок;
- ориентироваться в направлении движения (вперед, назад, вправо, влево);
- построениям (в колонну, цепочку, круг) и перестроениям (в шеренги, в круг из шеренги
и обратно);
- ходьба, бег, маршировка, прыжки, поскоки под разную музыку;
- отражать в ритмо-гимнастических и танцевальных движениях характер, темп и
динамику музыки;
- передавать ритм через похлопывания и притопывания;
- ставить ноги в соответствующую позицию из трех по словесной инструкции;
- ставить руки в соответствующую позицию (подготовительную, первую и вторую) по
словесной инструкции;
- держать "линию танца";
- выполнять перекрестные движения рук и ног при выполнении ритмо-гимнастических
упражнений и танцевальных комплексов;
- выполнять основные ритмо-гимнастические упражнения под музыку и с тем же темпом
и ритмом после ее окончания;
- выполнять ритмо-гимнастические упражнения и танцевальные движения по показу
взрослого, по опорным сигналам;
- выполнять имитационные движения (отдельные и/или в миниатюрах);
- выполнять отдельные танцевальные шаги (приставной, переменный, галоп и другие);
- выполнять танцевальные движения с предметами;
- ускорять и замедлять танцевальные движения в соответствии с темпом музыки;
- выполнять такие танцевальные движения как покачивание, пружинные движения,
кружение, поскоки, махи ногами и т.д.;
- выполнять танцевальные движения с использованием музыкальных инструментов
(бубен, погремушка, барабан и т.д.);
- выполнять комплексы танцевальных движений и весь изученный танец;
- выполнять движения и одновременно декламировать стихи и известные детские песни
под музыку;
- соблюдать танцевальный этикет в процессе выступления на концертах (держать осанку,
улыбаться, быстро восстанавливать рисунок танца при ошибках, организованно выходить
на поклон и т.д.).
Примеры контрольно-оценочных мероприятий:
Текущий контроль:
Активность на занятии:
5 - обучающийся с ЗПР активен на занятии, ему нравится выполнение предложенных
упражнений, переживает положительные эмоции, распространяет их на окружающих
детей в процессе групповой работы, не обнаруживается ярких признаков усталости;
4 - в начале занятия активен, но к его окончанию появляются признаки усталости, которые
снижают проявление положительных эмоций;
3 - активность на занятии умеренная, эмоции преимущественно нейтральные, признаки
выраженной усталости обнаруживаются к концу занятия.
2 - активность на занятии недостаточная, утомляемость наступает быстро, она
дезорганизует деятельность, может проявлять негативные эмоции в процессе занятия.
Правильность выполнения предлагаемых упражнений:
5 - выполняет упражнения правильно по словесной инструкции, но требуется повторения
и уточнения;
4 - выполняет упражнение правильно по показу и по словесной инструкции
одновременно, только по словесной инструкции затрудняется.
3 - выполняет упражнение правильно по показу и личному объяснению взрослого;
2 - затрудняется выполнять упражнения по показу взрослого в группе, может только при
индивидуальной работе.
Согласование движений с музыкой:
5 - согласовывает свои движения с мелодией, темпом, ритмом музыки, гармонично
выполняет упражнения, ошибки допускает редко;
4 - согласовывает свои движения с мелодией, темпом, ритмом музыки, гармонично
выполняет упражнения, но допускает 1-2 ошибки (сбивается иногда с ритма, раньше
начинает выполнять упражнение, чем зазвучит музыка, заканчивает упражнение раньше,
чем закончит звучать музыка);
3 - недостаточно согласовывает свои движения с мелодией, темпом, ритмом музыки,
допускает больше 2 ошибок, даже в коротких по времени упражнениях;
2 - не согласовывает сои движения с музыкой, выполняет их механически, не
ориентируясь на мелодию, темп, ритм музыки.
Согласование движений, музыки, слова:
5 - может согласовать движения, музыку и слово, ошибки единичны;
4 - может согласовать движения, музыку и слово, но только в очень коротких
упражнениях, ошибки единичны;
3 - испытывает трудности согласования движения, музыки и слова, ошибки
многочисленны, повторения не приводят к успеху, быстро наступает утомляемость;
2 - не может согласовать движения, музыку и слово, такие упражнения не доступны.
Рубежный контроль - успешность выступления на отчетных концертах, праздниках,
показательных выступлениях.
Итоговая оценка.
Оценка «отлично» ставится при соответствии перечисленным выше требованиям
текущего контроля и успешности выступлений, предусмотренных рубежным контролем.
Оценка «хорошо» ставится при наличии негрубых недочетов по выделенным параметрам.
Оценка «удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным требованиям по
всем выделенным параметрам.
Оценка «неудовлетворительно» означает несоответствие требованиям текущего и
рубежного контроля.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Раздел
1
"Музыка
Примерные
Примерное содержание занятий и основные виды
темы занятий
деятельности детей
и Повторение
Поиграть в игры под музыку, которые понравились
движения" (8 пройденного в
детям в 1 классе.
часов)
первом классе (1
Повторение отдельных танцевальных движений,
час)
которые разучивали в 1 классе.
Основные виды деятельности: игры под музыку;
танцевальные движения;
общеразвивающие движения.
Повторение
Ориентировка в направлении движения вперед,
построений,
назад.
перестроений
налево, направо. Перестроение в круг из шеренги.
шагов (1 час)
Ходьба имитационная. Прыжки, поскоки под разную
Ориентировка
в
направлении
движения
музыку. Подпрыгивание на двух ногах на месте и с
продвижением.
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
игры под музыку; общеразвивающие движения
Повторение
Повторение изученных танцев,
предполагающих
танцев
построения и перестроения.
(1 час)
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
игры под музыку; общеразвивающие движения
Основные
Изучение основных позиций для разминки, для
позиции рук (1
работы в паре, для танца (позиции рук, ног, понятие
час)
"линия танца" и др.).
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
игры под музыку; общеразвивающие движения
Танец в парах с
Разучивание
парного
танца
"Осень"
(танец
с
использованием
листьями). Определение темпа и плавности музыки
предметов (2
для танца. Разучивание основных движений танца в
час)
парах.
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
игры под музыку; общеразвивающие движения,
восприятие музыки.
"Потанцуем" (1
Исполнение
танца
"Осень",
с
использованием
час)
вырезанных ярких листьев, несколько раз (для себя,
для учителя, для съемки фильма).
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
игры под музыку; общеразвивающие движения.
"Повторим" (1
Выполнение
отдельных
ритмо-гимнастических
час)
упражнений, отдельных танцевальных движений и
танцев "Осень" и одного из танцев, изученных в 1
классе.
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
игры под музыку; общеразвивающие движения.
2
"Музыка и
Танец с
Разучивание танца "Дождик", основанного на
танец" (7
использованием
использовании предметов (танец с зонтиками).
часов)
предметов ( 2
Определяют темп и плавность музыки. Исполнение
часа)
изученного танца несколько раз (для себя, для
учителя, для съемки фильма).
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
восприятие музыки; игры под музыку,
общеразвивающие движения.
Танец с
Разучивание танца "Снежинки", основанного на
построениями и
построениях и перестроениях, но включающего такие
перестроениями
танцевальные движения как: покачивание,
(3 часа)
пружинные движения, кружение и т.д. Определяют
темп и плавность музыки Исполнение изученных
танцев несколько раз (для себя, для учителя, для
съемки фильма).
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
восприятие музыки; игры под музыку,
общеразвивающие движения.
"Потанцуем" (2
Исполнение танца
часа)
"Снежинки" на новогоднем празднике.
Основные виды деятельности: танцевальные
движения; восприятие музыки.
3
"Музыка и
Повторение
Исполнение изученных танцев несколько раз (для
танец" (7
изученных
себя, для учителя, для съемки фильма)., проведение
часов)
танцев (1 час)
игр под музыку.
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
игры под музыку, общеразвивающие движения.
Танец с
Разучивание танца "Мелодия зимы", основанного на
притопыва-
использовании притопываний и хлопков.
ниями и
Определяют темп и плавность музыки. Исполнение
хлопками (2
изученного танца несколько раз (для себя, для
часа)
учителя, для съемки фильма).
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
восприятие музыки; игры под музыку,
общеразвивающие движения.
Танец с
Разучивание танца "Летка-Енка", основанного на
поскоками (2
использовании поскоков и махов ногами.
часа)
Определяют темп и плавность музыки. Исполнение
изученного танца несколько раз (для себя, для
учителя, для съемки фильма).
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
восприятие музыки; игры под музыку,
общеразвивающие движения.
Танец с
Разучивание танца "Весна", основанного на
предметами (2
использовании предметов (танец с цветами).
часа)
Определяют темп и плавность музыки. Исполнение
изученного танца несколько раз (для себя, для
учителя, для съемки фильма).
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
восприятие музыки; игры под музыку,
общеразвивающие движения.
Исполнение Танца "Летка-Енка" и "Весна" на
концертах, посвященных празднованию 23 февраля и
8 марта.
4
"Музыка,
Танец с
Разучивание танца "Страна детства", основанного на
танец,
применением
использовании бубна в танце. Определяют темп и
музыкальные
музыкальных
плавность музыки. Исполнение изученного танца
инструменты
инструментов (3
несколько раз (для себя, для учителя, для съемки
" (4 часа)
часа)
фильма).
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
восприятие музыки; игры под музыку,
общеразвивающие движения.
Повторение
Повторение уже изученных танцев и их
танцев (1 час)
совершенствование через использование
музыкальных инструментов (погремушка, бубен,
тарелки, барабан и другие). Исполнение обновленных
танцев несколько раз (для себя, для учителя, для
съемки фильма).
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
восприятие музыки; игры под музыку,
общеразвивающие движения.
5
"Музыка,
Ритмодеклама-
Разучиваются игры-миниатюры, которые позволяют
движение,
ции (под музыку
осуществлять имитационные движения под чтение
речь" (8
и без музыки) (2
стихов с музыкальным сопровождением и без него
часов)
часа)
(миниатюра "Ветер", "Шарик", "Кораблик",
"Любопытная Варвара» и др.). Применяется
ритмическое отхлопывание, когда одни дети читают
стихотворение и показывают движения, а другие
отхлопывают ритм, затем дети меняются друг с
другом.
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; имитационные движения;
игры под музыку, ритмическое отхлопывание,
общеразвивающие движения.
Декламация
Разучивается декламация таких песен как "Чунга-
песен под
чанга", "Улыбка" и др. В хороводе дети
музыку в
воспроизводят песню под музыку, а также
хороводе (3
выполняют отдельные танцевальные движения.
часа)
Обсуждается темп и плавность музыки, под которую
осуществляется декламация песни.
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
восприятие музыки; игры под музыку,
общеразвивающие движения.
Танец с
Разучивание танца "Скоро лето" (танец с пятерками).
предметами (2
Определяют темп и плавность музыки. Исполнение
часа)
изученного танца несколько раз (для себя, для
учителя, для съемки фильма).
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
восприятие музыки; игры под музыку,
общеразвивающие движения.
Отчетный
Итоговый отчетный концерт, на котором
концерт (1 час)
демонстрируются танцы, которые разучили дети в
течение учебного года
Основные виды деятельности: ритмикогимнастические движения; танцевальные движения;
игры под музыку; общеразвивающие движения.
Разновидность упражнений, которые используются на занятиях ритмикой:
1. Общеразвивающие упражнения - это упражнения, которые могут выполняться
без предметов, с предметами (палки разных размеров, набивные мячи, флажки,
самодельные предметы и др.), на различных гимнастических снарядах (гимнастическая
стенка, скамейка), а также со взаимной помощью друг другу (в парах). Эти упражнения
отличаются от ритмико-гимнастических только тем, что последние выполняются под
музыку или под речевки и стихи (общеразвивающие упражнения выполняются под счет).
Можно
выделить
группу общеразвивающих
упражнений,
с
помощью
которых
оказывается избирательное воздействие на разные мышечные группы. С помощью таких
упражнений развивают у обучаемых подвижность в суставах, эластичность мышц и
связок, способность владеть своим телом.
Для младших школьников с ЗПР предпочтительнее упражнения, которые
обучающиеся осваивают на уроках физической культуры. Такой подход позволяет
закреплять уже изученные комплексы и не тратить много времени на их разучивание. В
тоже время, комплексы общеразвивающих упражнений могут расширятся за счет новых,
необходимых для конкретного занятия движений.
Общеразвивающие упражнения проводятся в начале занятия в качестве разминки,
эти упражнения постепенно ускоряются в темпе их проведения (начинают их выполнять
медленно, так как необходимо «разогреть» мышцы. начинается с упражнений типа
потягиваний.
Упражнения в
комплексе располагаются в
порядке
нарастающей
интенсивности нагрузки и чередуются по своему назначению (для мышц-сгибателей и
разгибателей рук, ног, туловища и др.). Принята следующая последовательность
вовлечения в работу мышц: шеи, рук, туловища, ног, всего тела. В конце комплекса
делаются наиболее интенсивные упражнения. Заканчивается он спокойной ходьбой,
упражнениями в глубоком дыхании и на расслабление. Также общеразвивающие
упражнения могут использоваться для завершения занятия, но для этого используют
комплексы с медленным темпом выполнения движений и глубоким дыханием для того,
чтобы успокоить детей и настроить их спокойно работать на других занятиях.
Для детей младшего школьного возраста с ЗПР подбираются простые, образные
упражнения. Используются основные движения руками, ногами, головой и туловищем.
При выполнении поворотов и наклонов руки рекомендуется держать в исходном
положении - на пояс, к плечам, за голову, что дает возможность зрительно контролировать
основные движения. Силовые упражнения выполняются при фиксированном положении
рук и ног, например: прогибание назад, лежа на животе, руки к плечам, ладонями вперед.
Детям младшего школьного возраста с ЗПР нравятся упражнения - бег с различным
движением рук, доступные прыжки.
При составлении комплекса общеразвивающих упражнений для обучающихся с
ЗПР прежде всего определяют его направленность, например, на развитие двигательных
способностей: мышечной силы, гибкости, быстроты двигательных действий, координации
движений.
Комплексы общеразвивающих упражнений могут быть на основе положений стоя,
сидя, лежа, а также могут быть и беговые. Приведем пример комплекса, который
выполняется стоя, где не требуется большая амплитуда движений:
- сгибание и разгибание, приведение и отведение пальцев рук;
- сгибание и разгибание, круговое движение в лучезапястном суставе;
- сгибание и разгибание, круговое движение в локтевом суставе;
- поднимание и опускание плеч, выведение их вперед, назад, сгибание и разгибание;
- круговое движение в плечевых суставах;
- наклоны и повороты головы в различных направлениях, круговое движение головой;
- выведение верхней части туловища вперед-назад, вправо-влево, небольшие повороты,
- сгибание и прогибание туловища;
- выведение таза вперед-назад, вправо-влево, повороты, круговое движение таза.
Все упражнения этого комплекса можно выполнить с различными движениями ног:
подъемы на носки, полуприседы, выставление ноги на носок и пятку, сгибание ее впередназад и т.д. Приведем пример выполнения бегового комплекса.
Беговые комплексы могут состоять из упражнений бегового и прыжкового
характера: бег на месте, в различных направлениях, подскоки на двух и одной ноге,
прыжки с ноги на ногу, шаг с подскоком и др. После беговой серии всегда выполняются
упражнения в глубоком дыхании и на расслабление.
Разнообразие
общеразвивающих
упражнений
будет
от
той
материально-
технической базы, которой обладает конкретная образовательная организация. При их
проведении необходимо добиваться: постепенной подготовки органов и систем организма
к более значительным (интенсивным) мышечным усилиям в основной части занятия;
восстановления и дальнейшего улучшения гибкости (подвижности в суставах);
формирования правильной, красивой осанки; постепенной подготовки органов и систем
организма к снижению мышечной нагрузки.
2. Ритмико-гимнастичекие упражнения - включают в себя ходьбу, бег, прыжки,
многообразные по форме, величине мышечных усилий и продолжительности выполнения,
то есть общеразвивающие упражнения, но они выполняются в гимнастическом стиле,
большинство из них носит стилизованный или танцевальный характер. Это придает им
особый колорит, делает их привлекательными, а при исполнении под музыку более
эмоциональными. Ритмико-гимнастические упражнения согласуются с музыкой или
ритмическими словами. Применяются плавные, волнообразные и пружинные движения,
взмахи, «волны», упражнения без предметов и с предмет.
Плавные, волнообразные движения тела применяются в процессе ходьбы, бега, в
упорах. Пружинные движения выполняются руками, ногами и туловищем как на месте,
так и в движении. Наиболее простые взмахи и «волны» используются как отдельно, так и
в сочетании с другими упражнениями с целью развития у обучающихся способности
соразмерять движения по мышечному усилию, сочетать напряжение и расслабление
отдельных групп мышц. Упражнения с предметами, помимо общего воздействия на занимающихся, могут быть использованы для развития тонкой координации движений,
ловкости пальцев рук и повышения проприоцептивной чувствительности, которые
необходимы младшим школьникам с ЗПР для овладения навыками письма и несложными
бытовыми и трудовыми двигательными действиями.
Обучающимся нравятся упражнения танцевального характера, бег с различным
движением рук, доступные прыжки. Здесь используются ритмические и народные танцы,
пляски, имитирующие движения из различных видов спорта и трудовой деятельности
(«рубка дров», «стирка» и др.).
При подборе музыки более подходящим является песенный материал, мелодии и
ритмы, четко воспринимаемые на слух, танцевальная музыка. Помимо песенного
материала используются современные ритмы, мелодии народных и национальных танцев,
музыка героического характера. Музыкальное сопровождение применяется с четким
ритмическим рисунком. При подборе музыкального сопровождения педагог может
ориентироваться на современные ритмы, популярные песни, танцевальные мелодии как
отечественных, так и зарубежных композиторов.
При составлении комплекса ритмико-гимнастических упражнений для младших
школьников с ЗПР специальное внимание уделяется танцевальному характеру движений,
красоте, грациозности и элегантности их исполнения, воспитанию эстетического чувства
и нравственных качеств у занимающихся.
Для детей лучше всего составлять комплексы упражнений, образующие отдельную
композицию. При составлении таких комплексов можно придерживаться следующего
плана:
1. Определить задачу композиции.
2. Подобрать музыку.
3. Прослушать музыку несколько раз.
4. Определить характер музыкального произведения.
5. Определить структуру музыкального произведения, разделив на части, и
обозначить их схематично.
6. Выделить части музыкального произведения с основной мелодией (например,
куплеты и припев).
7. Подобрать основные движения для составления упражнения соответственно
характеру музыкального произведения и его структурным особенностям.
8. Приступить к постановке упражнения под музыку.
10. Апробировать составленное упражнение на небольшой группе школьников, внести
необходимые поправки (можно и со всей группой детей сразу, если движения простые).
Упражнение можно включить в общий комплекс упражнений, где допускается несколько
таких композиций.
К ритмико-гимнастическим упражнениям относят упражнения с предметами,
которые выполняются под музыку или ритмические слова. В процессе овладения
движениями с предметами, обучающиеся с ЗПР приобретают разнообразный двигательный опыт, совершенствуют умение управлять движениями рук и особенно кистей.
Кроме того, при выполнении упражнений с предметами создаются благоприятные
условия для совершенствования функций зрительного, кожного и двигательного
анализаторов.
Упражнения со скакалкой являются эффективным средством развития прыгучести,
выносливости, быстроты и ловкости. Прыжки со скакалкой способствуют развитию и
укреплению сердечно-сосудистой системы. Музыкальное сопровождение при выполнении
упражнений со скакалкой благоприятно сказывается на развитии выносливости, так как
создаваемый эмоциональный фон заметно понижает ощущение усталости и помогает
занимающимся
выполнять
интенсивные
и
продолжительные
упражнения.
Для
упражнений со скакалкой подбирается музыка жизнерадостного, веселого характера.
Наиболее удобными являются музыкальные произведения размером галопа, польки и
народные плясовые мелодии.
Скакалка выбирается в соответствии с ростом занимающихся. Для этого нужно
встать на середину скакалки (ноги вместе) и натянуть ее. Она будет соответствовать
росту, если ее концы доходят до подмышечных впадин. Упражнения со скакалкой
выбираются простые и для небольшой группы детей с ЗПР, чтобы всем детям было
достаточно
места
для
выполнения
упражнений,
для
соблюдения
безопасного
использования скакалки.
Формы прыжков могут быть самыми разнообразными: на двух, на одной, другая
вперед, назад, с ноги на ногу и др. Прыжки через скакалку выполняются на носках с
мягким приземлением, носки и колени в полете вытянуты. Высота прыжка должна быть
такой, какая необходима для того, чтобы можно было перепрыгнуть через нее.
Упражнения с мячом являются средством для развития ловкости, быстроты и
точности двигательных реакций. Они требуют от занимающихся внимания и точного
соразмерения движений в пространстве и во времени. Упражнения с мячом - броски и
ловля.
Упражнения с обручем - это вращения обруча туловищем, прыжки в обруч и через
него характеризуются сложной координацией движений.
Упражнения с лентой способствуют развитию подвижности в суставах и силы
мышц плечевого пояса и рук, тонкой и сложной мышечной координации, связанной с
умением выполнять сильные, широкие движения туловищем и рукой, а также мелкие,
быстрые движения только рукой. Упражнения с лентой характеризуются слитностью,
динамичностью и пластичностью движений. Движения с лентой выполняются в
сочетании с разнообразными движениями тела (прыжками, бегом и т.д.).
Строевые упражнения также являются разновидностью ритмико-гимнастических
упражнений. Они служат средством организации обучающихся с ЗПР и их удачного
размещения в зале, на площадке. Строевые упражнения выполняются в строгом
соответствии с требованиями гимнастического стиля и могут сочетаться с движениями
рук, головы, ног и другими несложными движениями, а также выполняться под музыку.
Например: перестроение можно выполнить переменными шагами или подскоками.
Строевые
упражнения и
различные
способы
передвижения
имеют
ряд
специфических особенностей, которые позволяют педагогу: быстро и удобно размещать
занимающихся в спортивном зале; формировать у них правильную, красивую осанку, обучать гимнастической манере выполнения движений, развивать глазомер, чувство ритма,
темпа движений; поддерживать дисциплину, порядок и организованность; устанавливать
официальные, субординационные отношения между педагогом и обучающимися. Однако
это всего лишь возможности этих упражнений, их эффективность зависит от
методического мастерства педагога. К числу строевых упражнений относятся: строевые
приемы (повороты на месте и в движении); построения и перестроения; передвижения
(шагом, бегом); размыкания и смыкания. Обычно они выполняются в самом начале
занятия. Заведомо простые упражнения выполняются только по словесной инструкции
педагога. Для начала упражнения дается команда: «Группа, упражнение начи-най!». Для
окончания упражнения подается команда: «Закончить упражнение!».
3. Танцевальные упражнения на занятиях ритмикой очень многообразны. К ним
относятся: элементы танцев народов мира, современных танцев, бального, бытового и
пантомимного характера, ритмические танцы, музыкальные игры, хореографические
упражнения. Танцевальные упражнения разучивают предварительно по отдельным
движениям, элементам и только после этого применяют в комбинациях, танцах и плясках.
Ритмические танцы в основе своей просты и могут применяться при решении задач
подготовительной и основной частей занятия. Их используют на занятиях, праздниках,
показательных выступлениях.
Основу танцевальных движений составляют различные танцевальные шаги. К
элементам бальных танцев относятся галоп, полька, вальс и др.
Шаг галопа. Выполняется вперед, в сторону, в быстром темпе, легко и изящно.
Начинается отведением ноги вперед или в сторону, шагом на всю стопу, прыжок вверх,
соединяя ноги в полете. В момент приземления на одну ногу, другая скользит по полу,
повторяя шаг галопа в том же направлении. Подводящим упражнением к шагу галопа
является приставной шаг.
Шаг польки. Выполняется вперед, назад, в сторону с поворотом. Полька вперед
начинается с небольшого подскока на левой, правую вперед-книзу («и»), шаг правой
вперед, приставить левую к правой небольшим прыжком («и»), шаг правой. Повторить
движение с другой ноги, легко и изящно. Подводящим упражнением к шагу польки
является переменный шаг.
Шаг вальса является остаточно сложным для детей с ЗПР, поэтому его разучивают
только в четвертом классе. Если детям сложно выучить классический шаг вальса, то
допустимо применять облеченные варианты этого шага.
К элементам народных танцев относятся русский попеременный, припадание,
веревочка, па-де-баск, ковырялочка, шаг с притопом и т.д.
4. Игры под музыку. На занятиях ритмикой для обучающихся с ЗПР обязательно
применяются игры под музыку. Это могут быть специальные музыкальные игры
(«Музыкальные змейки», «Запев-припев», «Попрыгунчики-воробушки» и др.) либо
подвижные игры, выполненные под музыку (например, игра «День и ночь»). Возможны
такие игры: «Дети и медведь», в которой выполняются определенные танцевальные
движения; «Пустое место», в которой младшие шко ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА льники выполняют хлопки или танцевальные движения, пока водящий идет
снаружи круга и выбирает себе партнера для состязания в беге. На занятии можно
использовать
любые
подвижные
игры,
переделанные
педагогом
под
музыку.
разновидностью игр под музыку являются имитационные упражнения - импровизация
движений на музыкальные темы, разнообразные движения подражательного характер,
свободные формы движения, передающие эмоциональное восприятие музыки. В этих
упражнениях преодолевается скованность в движениях у детей с ЗПР, повышается
возможность приспосабливать свои действия к данным условиям и ситуациям.
Используют упражнения: «маятник», «деревья под ветерком», «полет птиц», «зайчики»,
«кошечки», «медвежата» и многие другие.
5. Упражнения для согласования движений с музыкой являются специальным
разделом ритмики и подбираются для формирования знаний и умений различать средства
музыкальной выразительности (темп, музыкальный размер, ритм, динамические оттенки,
характер музыкального произведения и др.). Они помогают занимающимся лучше
согласовывать движения с музыкой, регулировать скорость и силу мышечного
напряжения.
В связи с этим на каждом занятии у младших школьников с ЗПР необходимо работать над согласованием движений со средствами музыкальной выразительности,
систематически развивать у детей музыкальный слух. Музыкальное сопровождение на
занятиях ритмикой служит одним из основных вспомогательных моментов, с помощью
которых значительно упрощается организационный процесс, повышается эмоциональное
состояние обучающихся, проявляется больший интерес к занятиям, сохраняется высокая
работоспособность.
Музыкальное сопровождение является своеобразным средством и методическим
приемом, способствующим более быстрому и точному формированию двигательных
умений и навыков. Его умелое использование требует знания основ музыкальной
грамоты.
Содержание
музыки
передается
совокупностью
средств
музыкальной
выразительности. К ним относятся: мелодия, темп, динамические оттенки, ритм,
структура музыкального произведения.
Мелодия является важнейшей основой музыкального сопровождения. В ней
воплощаются различные образы и состояния. Разнообразие мелодии передается
направлением мелодических рисунков, которые условно делятся на восходящий,
нисходящий, волнообразный и ровный. При выполнении упражнений непременно
учитывается направление мелодии.
Различные виды мелодического рисунка воспроизводятся: движением рук поднимая их на восходящую мелодию и опуская на нисходящую; движением всего тела,
например, на восходящую мелодию из упора присев встать на носки, руки вверх, на
нисходящую мелодию - принять упор присев. На волнообразный мелодический рисунок
следует переходить из высокого положения в низкое и обратно: поднимая и опуская руки,
голову, туловище или все тело.
Кроме того, особого внимания требует характер исполнения музыкального
произведения: слитно или отрывисто.
Слитное
исполнение
используется
при
выполнении
плавных,
широких,
волнообразных движений; отрывистое - при выполнении резких, коротких движений.
Правильно подобранная мелодия, ее грамотное слияние с выполняемыми упражнениями
способствует гармонизации, эстетичности выполняемых упражнений.
Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. Он может быть
медленным, умеренным и быстрым. Медленный темп применяется для сопровождения
движений, выполняемых с большой амплитудой, для статических (силовых) упражнений
и при обучении новым упражнениям. Быстрый темп нужен для движений, выполняемых
с небольшой амплитудой: бег, подскоки и др. Умеренный темп используется для
сопровождения большинства общеразвивающих, ритмико-гимнастических, вольных,
упражнений.
Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам
музыки. Динамические оттенки музыкального сопровождения занятий включают в себя
громкое и тихое звучание, постепенное усиление или ослабление силы звука,
динамические акценты. Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с
большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполняются плавные,
волнообразные движения, ходьба на носках и др. Постепенное усиление или уменьшение
громкости звучания соответствует движениям, выполняемым с постепенным изменением
мышечных напряжений.
Ритм - это организованная последовательность длительностей звуков. Для
обучающихся с ЗПР не предлагается обозначать длительность нотными знаками. Для них
правильнее предлагать на слух ритмический рисунок - организованное сочетание длительностей звуков. Его можно воспроизвести движениями (хлопками, притопами, шагами и
др.). Понятие музыкальный размер также для обучающихся с ЗПР не вводится.
Предлагается только делить музыкальное произведение на части.